Немир и люди: философы Луганска обсудили культурную катастрофу на Украине

После вынужденного перерыва Философское монтеневское общество Луганска возобновило заседания, обсудив 23 марта 2022 года доклад Нины Ищенко о категории «немир» в философии Виктории Суханцевой.

Виктория Суханцева (1949–2019) – луганский философ, основатель школы музыкальной эстетики, поэт, музыкант. В статье Виктории Суханцевой «Немир: люди и культура» в 2015 году в Луганске в категориях хайдеггеровской экзистенциальной философии осмысляются события войны, которую Украина начала против Донбасса. Немир представляет собой бытийную предрасположенность к техничному отношению к человеку, направленность на обращение с человеком как с объектом. В границах немира возникают дегуманизация и геноцид. Идеи Суханцевой, высказанные в 2015 году, обрели новую актуальность в 2022 году, после начала спецоперации на Украине.

Жители Украины все восемь лет с 2014 года закрывали глаза на военные преступления, которые их армия совершала в Донбассе, и для достижения этой цели использовалась масштабная дегуманизация русских Донбасса, позиционирование миллионов людей как объектов, ваты, колорадов, нелюдей, которых не жалко. В настоящее время сеть заполнили шокирующие видео самосуда, глумления над людьми в мирных еще городах далеко от фронта. Ужасные военные преступления, пытки, убийства на камеру, совершаются против военнопленных русских солдат, оказавшихся в руках украинской армии.

С каждым днем все отчетливее видна глобальная культурная катастрофа на Украине, символом которой стало сожжение десяткой людей в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года. В настоящее время она продолжается, усиливаясь ложью, ненавистью и отказом взять на себя ответственность за себя и свою страну. Философский анализ тенденций, начатый в 2015 году, позволил предвидеть эту пропасть.

«Немир выступает как разрушение мира подручности, отсутствие мирности в отношениях, и выход в состояние войны, причем характерной чертой немира является направляющая сила постава – технического отношения к миру. В ХХ и XXI веке постав требует технического отношения не только и не столько к миру как миру подручного, сколько к человеку. В границах немира экзистенция рассматривается как наличное бытие, требующее технического отношения. Если говорить языком Канта, постав задает императив отношения к человеку как к средству, а не к цели. Экзистенция насильно загоняется в рамки наличного бытия и используется как средство. Украина использует силу немира, расчеловечивая русских. В настоящее время эта позиция оборачивается против Украины и украинцев. Философский анализ показывает, что одностороннее расчеловечивание невозможно, процесс идет в обе стороны. Отрицая за русскими Украины и республик право думать на своем языке, иметь политические симпатии, делать свой выбор, украинцы лишили человеческого достоинства и себя самих», – отметила докладчица Нина Ищенко.

В обсуждении собравшиеся задавались вопросом, как нужно бороться с расчеловечиванием, захватившим украинское культурное пространство, и пришли к выводу, что единственный выход – это деятельное сострадание и воспитание человечности.

Видео заседания на хостинге rutube. Съемка и монтаж «Территории смыслов» Луганской библиотеки имени Горького.

https://rutube.ru/video/c6322c0fb45521ef084f443fdd910f18/

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *