Идеи эпохи Просвещения в индийском фильме «ПиКей» (2014)

Доклад Нины Ищенко опубликован в сборнике материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Традиционные общества: неизвестное прошлое», которая состоялась 25–26 мая 2022 г. в Челябинске. Доклад «Идеи эпохи Просвещения в индийском фильме «ПиКей» (2014)» посвящен анализу межкультурного взаимодействия европейской и индийской культур на примере индийской киноадаптации «Простодушного» с известным индийским актером Ахмед Ханом в главной роли.

Создатели фильма транслируют деистическую философскую позицию, показывая, что религиозные споры не имеют смысла, поскольку Бог не вмешивается в дела людей, и все вопросы можно решить с позиций здравого смысла. Антиклерикальная борьба ведется двумя силами – простыми людьми Индии, носителями здравого смысла, и просвещенными элитами, носителями западных идей. Необходимость антиклерикальной борьбы обусловлена тем, что служители культа являются манипуляторами, которые наживаются на невежестве прихожан, запугивая их в корыстных целях. Фактически антиклерикальная критика, направленная против традиционных религий, приводит к насаждению культа разума, который требует слепого подчинения тому, что считается разумным и научным в настоящий момент. Подлинная борьба с политеизмом, приводящим к нетерпимости, возможна не на пространстве просвещенного разума, которое сконструировано искусственно и не может существовать без целенаправленного насаждения деистических и атеистических идей, а на религиозном поле. В этом случае религиозное чувство сохраняется, но направляется на общение с Богом. Подлинное освобождение от нетерпимости – это не Просвещение, а христианизация, что в условиях поликультурной и
поликонфессиональной Индии является очень сложной задачей. В то же время попытки представить традиционные религии как плод манипуляций служителей культа подменяют проблему и не позволяют не только ее решить, но и четко сформулировать.

Ищенко, Н. С. Идеи эпохи Просвещения в индийском фильме «ПиКей» (2014) / Н. С. Ищенко // Традиционные общества: неизвестное прошлое : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 мая 2022 г., г. Челябинск / редколлегия: П.Б. Уваров (гл. ред.), А.Е. Бушуева, Н.И. Тахиров, Д.В. Чарыков. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2022. – С. 258–265.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

В сборнике материалов конференции «Образ Родины: содержание, формирование, актуализация» (г. Москва, 19-20 апреля 2024 г.) опубликован доклад о книге Елены Заславской «Эти русские». В докладе анализируется образ Донбасса в книге…

Культурная память в социокультурной коммуникации

Доклад на первой Междисциплинарной научной конференции с международным участием в Симферополе в 2018 году. В ситуации полупризнания Крыма не все российские гуманитарии участвовали в научных мероприятиях в Крыму, чтобы не…

You Missed

Интеллектуальная жизнь в Луганске

  • От ninaoft
  • 12 сентября, 2024
  • 15 views
Интеллектуальная жизнь в Луганске

Лица конференции

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 53 views
Лица конференции

«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 25 views
«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 17 views
Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 124 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 38 views
В Москву! Критики о новой литературе