Что должен делать Дед Мороз?

Итак, сравнивать две версии культурной памяти, русскую и украинскую, по способу их функционирования бессмысленно: функционируют они совершенно одинаково, непрерывно воссоздаются и переписываются наново, включая всё новый материал.

Нельзя сказать, что «мы» говорим правду, а «они» всегда врут: мы все творчески переосмысливаем прошлое и настоящее, превращаем поток материала в эмоционально заряженные образы, которые останутся в культурной памяти. Можно попробовать сравнить эти образы, используя внешний критерий, даже два: качество произведения и выраженные в нем ценности.

Сложность, богатство и красота произведения искусства, сила его эмоционального воздействия, способность сохранять и транслировать смыслы – это важный аспект его оценки. И кроме этого важно, какой именно смысл сохраняется и транслируется.

Русский Дед Мороз приносит детям подарки, а украинский Святый Мыколай убивает сепаров и вешает рашистов на новогодней елочке. Вот этот смысл и нужно оценивать. Верность исторической правде здесь не поможет. Собственно, историческая правда за украинской версией, поскольку украинские культурные герои действительно этим занимаются девятый год. Это факт, но как говорит донецкий философ Андрей Коробов-Латынцев, это не должно нас останавливать. Если таковы факты, то тем хуже для фактов.

Какой же должна быть наша стратегия? Творить. Создавать свои образы и транслировать свои смыслы, показывать их связь с прошлым и настоящим, приносить в мир красоту и любовь.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

В литературно-философском журнале «Топос» опубликована новая рецензия на самую загадочную песню Вени Дркина – «Раскаленный июль» (или «Июль»). Много лет она не давала мне покоя, пока я ее наконец не…

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Литературно-философский журнал «Топос» опубликовал мою рецензию о романе «Призраки Иеронима Босха». Эту книгу я купила в Питере в 2023 году, а впервые открыла в «Шоколаднице» на канале Грибоедова с видом…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 46 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 20 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 17 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 15 views
Смотры невест как механизм согласования интересов