Императрица – милосердная сестрица

Сестра милосердия в Первую мировую войну – востребованный стиль жизни, доступный для женщин в новых условиях. Движение Красного Креста играло заметную роль в этот период. В первый год войны энтузиазм как женщин, идущих в сестры милосердия, так и публики был огромен. Модные журналы как в России, так и в Европе публиковали фотографии блестящих аристократок в форме Красного Креста.

Императрица занималась вопросами помощи раненым как организатор. Она собирала санитарный поезда на фронт, создавала и курировала госпитали, больницы и оздоровительные лечебницы для раненых, занималась сбором и даже собственноручным шитьем одежды для солдат.

Помимо этого, императрица решила стать и сестрой милосердия. Царица подошла вопросу основательно. Она и две ее старшие дочери, Татьяна и Ольга, решили не просто сфотографироваться для журнала, а получить право носить форму Красного Креста. Все трое несколько месяцев слушали лекции, а потом сдавали экзамен на медицинскую сесту. После этого они стали работать в специальном лазарете на несколько десятков больных. Приезжали туда на три-четыре часа в день, делали перевязки, ассистировали при операциях. Фотографии трех милосердных сестриц массово тиражировались в официальных и коммерческих изданиях.

К чему это привело? Выход женщин за рамки предписанной роли породил массу негативных слухов. Неудачи на фронте объяснялись тем, что офицеры не воюют, а развлекаются с сестрами милосердия. Образ сестры милосердия через год войны чрезвычайно эротизировался, причем не только в России, у нас это было еще щадяще. Открытки и плакаты с изображениями сестер милосердия использовались как эротическая продукция, создавались порносюжеты как в литературе, так и в визуальном искусстве. Кроме того, образом сестры милосердия пользовались авантюристки, воровки, мошенницы, и об этом часто писали в газетах. В результате столь популярная прежде форма святой сестрицы, идущей на подвиг, стигматизировалась, женщины с красным крестом на платье подвергались домогательствам и насилию.

В этой ситуации императрица продолжала ездить в свой лазарет, ассистировать при операциях и появляться в форме сестры милосердия. Слухи о разврате, который творит Распутин с царицей и ее двумя дочками, легли на подготовленную почву.

Понятно, что для нейтрализации слухов нужно было победить в войне. Императрице это было не под силу. Кроме этого что-то можно было сделать?

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Смотры невест как механизм согласования интересов

В монографии «Невеста для царя» описывается обычай выбора невесты, существовавший в России почти двести лет: первую невесту выбирали для отца Ивана Грозного, последнюю – для брата Петра Первого точно, и…

Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

Барочный цикл Нила Стивенсона – утешение новогодних каникул. Хороший, качественный исторический роман. Первые три книги называются «Ртуть». Ртуть – это и прозвище человека, и алхимическая ртуть, и деньги, циркулирующие по…

You Missed

Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

  • От ninaoft
  • 18 февраля, 2025
  • 3 views
Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 55 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 37 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 30 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 23 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер