Современный антрополог Талал Асад показал, что секулярное пространство диалога функционирует как антирелигиозный проект. Оно работает таким образом, что некоторые субъекты коммуникации априори из диалога исключаются. Так, в период создания секулярного в XVIII веке из диалога априори исключались католики.
Секулярное пространство диалога формируют и поддерживают атеисты и гуманисты, и заслугой гуманистов ХХ века считается включение в диалог религиозных людей. Полагая, что атеизм для верующих неприемлем, гуманисты предлагают свой консенсус. Он не обсуждается, с ним соглашаются априори, и только при условии такого согласия субъекта согласны выслушать. Основа консенсуса – признать человека высшей ценностью.
Для христиан Бог стоит выше человека, потому они не могут принять консенсус гуманистов. Тогда христиане исключаются из диалога, только при этом гуманисты получают репутационный капитал – они же за людей, а христиане нет. И диалог не состоялся, то есть дискуссии можно не бояться, и репутация противника ухудшилась.