Русский космизм

С сентября 2023 года в программы всех вузов вводится новый предмет «Основы российской государственности». Среди философских основ нашей государственности указывается и русский космизм.

Русский космизм создан московским Сократом Николаем Федоровым во второй половине XIX века. Как и оригинальный Сократ, Федоров ничего не писал, но в личном общении производил впечатление неотразимое. После его смерти, как и после смерти афинского Сократа, ученики составили книгу «Философия общего дела», где изложены основные идеи русского космизма.

Вкратце можно это учение изложить следующим образом. Единственная настоящая проблема человека – это смертность. Человечество должно бросить все силы, чтобы победить смерть. Если вкладываться в медицину и биологию, это вполне возможно. И тогда появится первое поколение бессмертных людей. Эти люди должны чувствовать свою солидарность с теми, кто умер до изобретения лекарства от смерти, ведь все люди так или иначе внесли вклад в развитие человечества до нужного уровня. Нравственный долг бессмертного поколения – воскресить всех.

И тут встают вопросы научного характера. Во-первых, где взять материю, атомы для их тел? Ведь с течением поколений всё много раз перемешалось. И второй вопрос: где они все будут жить? Тут возникает естественный ответ: космос! Там полно материи для тел и там же можно расселять воскресших.

Идеями русского космизма вдохновлялся не только Владимир Соловьев или Константин Леонтьев, но и Константин Циолковский, изобретатель реактивной ракеты.

Философский анализ показывает, что русский космизм – это секулярный вариант христианства, когда религиозные идеи о бессмертии души и жизни всех в Боге собираются воплотить в жизнь силой науки. Это учение полностью лежит в русле позитивизма того времени. Вне христианского контекста оно не имеет смысла. А в христианском контексте оно богоборческое, как и трансгуманизм, сильный ИИ и так далее – попытка силами человека повторить то, что может только Бог, и доказать, что человек равен Богу.

Я бы это учение так не продвигала. Надеюсь, в ходе курса будут внесены коррективы.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

Кроме того, Ильин делает замечание о мессианстве вообще, об идее, что Россия должна спасти весь мир, дав ему тем или иным способом свою культуру, религию и образ жизни. Идея эта…

Ильин и Шубарт: пророчество о России и прометеевском человеке

В 1940 году И. Ильин пишет рецензию на недавно вышедшую книгу В. Шубарта «Россия и душа Востока». Ильин отмечает большие достоинства книги, среди которых – первое в истории Европы внимательное и…

You Missed

Попытка «Андора»

  • От ninaoft
  • 15 июля, 2024
  • 16 views
Попытка «Андора»

Новые вопросы об избранном меньшинстве

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 14 views
Новые вопросы об избранном меньшинстве

Экономическое поведение и религиозный выбор

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 11 views
Экономическое поведение и религиозный выбор

Следственное дело большевиков

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 19 views
Следственное дело большевиков

Философия в непризнанной республике

  • От ninaoft
  • 13 июля, 2024
  • 16 views
Философия в непризнанной республике

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

  • От ninaoft
  • 9 июля, 2024
  • 27 views
Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти