Борьба за вечность: «Троица» Рублёва

Весной 2023 года Президент подписал указ о передаче «Троицы» Рублёва церкви. Страсти, разгоревшиеся по этому поводу в наших интернетах, создают эффект портала в прошлое. Возникает впечатление, что мы живем сто лет тому назад, в начале ХХ века и в эпоху воинствующего атеизма. От зарождения идеи в уединенном кабинете философа и до превращения ее в скучный здравый смысл проходит какое время, так вот, по моим ощущениям, наше культурное пространство пропиталось наконец-то на всю глубину философией Просвещения и идеями Века Разума, ради чего так старались Вольтер и Базаров. Аргументы такого рода прозвучали и в дискуссиях по поводу иконы.

Было сказано, что икона разрушается и в церкви она не может быть сохранена, поэтому должна остаться в музее, который только и может сохранить произведение искусства. Я не радикальный, а вменяемый сторонник передачи иконы церкви, и могу сказать следующее.

Икона – не пирамида Хеопса. Изначально было понятно, что она не просуществует пять тысяч лет и разрушится. Если действительно ее час пришел, пусть она встретит этот момент в церкви, как сакральный объект и окно в иной мир, позволяя людям увидеть невидимое и соприкоснуться с запредельным. В современном же музее, каким бы замечательным он ни был, икона – это объект искусства, через запятую с Мариной Абрамович и дерьмом художника.

Искусство живописи после возвращения иконы в церковь не пострадает, поскольку за это время было сделано столько копий разной степени совершенства, что все оттенки краски и смысла уже давно явлены вдумчивому зрителю. Камень преткновения – та самая аура подлинности по Беньямину, волшебный момент соприкосновения с вечностью, выхода человека за свои пределы.

Как раз в эпоху Просвещения пролагала дорогу идея, что у человека нет никаких потребностей в вечном и запредельном, помимо тех, что могут удовлетворить культура, искусство и цивилизованность. Икона в музее – воплощение этой убогой идеологии, а икона в церкви – ее живое опровержение. Я выбираю жизнь.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Попытка «Андора»

Я досмотрела сериал «Андор», но никому не советую этого делать. Благодарю Николая Ласточкина за статистику по фанатам «Звездных войн». Я категорически не фанат. Стеллан Скарсгард традиционно хорош. Я его помню…

Новороссия и Тамбов

В издании Союза писателей России «Тамбовский альманах» опубликована моя рецензия на поэму Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз». В рецензии анализируется, какими способами Елена Заславская создает в поэме сакральное пространство…

You Missed

Попытка «Андора»

  • От ninaoft
  • 15 июля, 2024
  • 16 views
Попытка «Андора»

Новые вопросы об избранном меньшинстве

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 14 views
Новые вопросы об избранном меньшинстве

Экономическое поведение и религиозный выбор

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 11 views
Экономическое поведение и религиозный выбор

Следственное дело большевиков

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 19 views
Следственное дело большевиков

Философия в непризнанной республике

  • От ninaoft
  • 13 июля, 2024
  • 16 views
Философия в непризнанной республике

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

  • От ninaoft
  • 9 июля, 2024
  • 27 views
Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти