Борьба за вечность: «Троица» Рублёва

Весной 2023 года Президент подписал указ о передаче «Троицы» Рублёва церкви. Страсти, разгоревшиеся по этому поводу в наших интернетах, создают эффект портала в прошлое. Возникает впечатление, что мы живем сто лет тому назад, в начале ХХ века и в эпоху воинствующего атеизма. От зарождения идеи в уединенном кабинете философа и до превращения ее в скучный здравый смысл проходит какое время, так вот, по моим ощущениям, наше культурное пространство пропиталось наконец-то на всю глубину философией Просвещения и идеями Века Разума, ради чего так старались Вольтер и Базаров. Аргументы такого рода прозвучали и в дискуссиях по поводу иконы.

Было сказано, что икона разрушается и в церкви она не может быть сохранена, поэтому должна остаться в музее, который только и может сохранить произведение искусства. Я не радикальный, а вменяемый сторонник передачи иконы церкви, и могу сказать следующее.

Икона – не пирамида Хеопса. Изначально было понятно, что она не просуществует пять тысяч лет и разрушится. Если действительно ее час пришел, пусть она встретит этот момент в церкви, как сакральный объект и окно в иной мир, позволяя людям увидеть невидимое и соприкоснуться с запредельным. В современном же музее, каким бы замечательным он ни был, икона – это объект искусства, через запятую с Мариной Абрамович и дерьмом художника.

Искусство живописи после возвращения иконы в церковь не пострадает, поскольку за это время было сделано столько копий разной степени совершенства, что все оттенки краски и смысла уже давно явлены вдумчивому зрителю. Камень преткновения – та самая аура подлинности по Беньямину, волшебный момент соприкосновения с вечностью, выхода человека за свои пределы.

Как раз в эпоху Просвещения пролагала дорогу идея, что у человека нет никаких потребностей в вечном и запредельном, помимо тех, что могут удовлетворить культура, искусство и цивилизованность. Икона в музее – воплощение этой убогой идеологии, а икона в церкви – ее живое опровержение. Я выбираю жизнь.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Новороссия гроз – от замысла к спектаклю

В пятницу, 1 ноября, я побывала на луганской премьере спектакля «Новороссия» по поэме Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз». Поэма писалась долго, с 2014-го по 2020-й го. В это время…

В Москву! Критики о новой литературе

С пятого по восьмое сентября я принимаю участие в конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках Национальной литературной премии «Слово». Конференция пройдет на базе Института мировой литературы РАН…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 22 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом