Империя собирает свои окраины

Русская культурная география в книге «Великий блокпост»

«Великий Блокпост» – это антология донбасской поэзии 2014–2022 гг., составленная Анной Ревякиной и опубликованная вторым изданием в 2023 году в Санкт-Петербурге. В книге собраны стихи сорока пяти поэтов, которые живут или воюют в Донбассе. Сборник структурирован хронологически – стихи распределены по годам, поэтому в книге есть девять разделов на каждый год войны, а также своеобразное вступление и заключение: разделы «Предчувствие войны», содержащий стихи предшествующего войне двадцатилетия, и «Позывной поэт», включающий стихи участников СВО.

Огромный объём материала, собранный в книге, исключает возможность говорить о каждом поэте отдельно. Чтобы дать читателям общее представление о сборнике, посмотрим, как изображена в нём Россия, за которую воюет Донбасс.

Тема России звучит во всех частях книги, от начала и до конца. Почти все поэты пишут о России, Руси, Родине, Отечестве с 2012 и до 2022 года. Один раз встречается именование Святая Русь (Владислав Русанов), один раз появляется Московия (Иван Купреянов) и Страна Советов (Семён Пегов). В разделе «Позывной поэт» этой теме посвящён отдельный текст Олега Миронова, который пишет: «…мы выпили горькую чашу, когда сами называли Россию не Русью, а Рашкой». Конфликт именований в сборнике решается в пользу России и Руси – старое название используется почти так же часто, как и современное, прошлое и настоящее России соединяются в стихах современных поэтов.

Как же представлена Россия географически? Это огромное пространство «от курильских морей до донбасских степей» (Анна Долгарева), «от Урги до кочующей Балтики» (Семён Пегов). На границах России отмечены Тихий океан и суровые берега Баренца (Наталия Курчатова), Камчатка (Владислав Русанов), Сахалин (Семён Пегов), Амур (Анна Долгарева), Кавказ (Алексей Шмелёв), Дон (Олег Измайлов, Мария Ватутина), Новороссийск (Александр Сигида-старший), Сочи (Любовь Глотова), Калининград (Анна Долгарева, Владислав Русанов).

Внутри этого пространства поэты упоминают две территориальные единицы: средняя полоса России (Наталия Курчатова) и внезапно Коми (Олег Миронов). Также там находятся горный хребет Урал и река Оскол (Мария Ватутина). В границах России лежат и следующие города: Тверь (Дмитрий Трибушный), Вязьма (Иван Купреянов), Новгород (Ольга Старушко), Беслан (Ольга Старушко), Воронеж (Герман Титов), Ульяновск (Любовь Глотова), Печоры, Вологда, Ярославль, Ельня (Семён Пегов), Джохар, то есть Грозный (Григорий Егоркин), Барнаул (Герман Титов). Два раза упоминается Курск, об этом городе пишут Мария Ватутина и Герман Титов. Три упоминания приходится на долю не столько географического, сколько уже символического города Китеж. Этот город, ушедший под воду во время нашествия монголов, возникает в стихах Ивана Купреянова, Марии Ватутиной и Александры Хайрулиной. Столь же символический Сталинград упоминает Олег Измайлов.

Итак, поэты вписывают войну на западном рубеже России в русское географическое пространство, где активными элементами являются границы и почти не представлена Сибирь, традиционно ориентированная на восточные рубежи, не задействованные в текущем военном конфликте.

Совершенно особую картину дают два моря на западных рубежах России – Чёрное и Балтийское. Количество упоминаний резко возрастает, об этих местах пишут разные поэты на протяжении бурных девяти лет, отражённых в сборнике. И если Чёрное море включает Крым – самую заметную тему последнего десятилетия в России, то частое упоминание Балтики оказалось довольно неожиданным.

Итак, Чёрное море, Азовское море, Поазовье, Приазовье упоминают в стихах разных лет Ольга Старушко, Наталия Курчатова, Елена Заславская, Анна Ревякина. Крым и крымские города Алушту, Ялту, Севастополь, Феодосию, Бахчисарай, Керчь, Судак и Севастополь наносят на культурную карту Елена Заславская, Иван Купреянов, Наталия Курчатова, Владислав Русанов, Ольга Старушко, Вячеслав Теркулов, Алексей Шмелёв, Иван Асвальд. К теме Крыма обращаются немногие из сорока пяти поэтов – из Крыма, Донецка, Луганска, Москвы и Санкт-Петербурга. В этих местах идёт основная культурная работа по осмыслению воссоединения Крыма с Россией в 2014 году и новому включению его в русское культурное самосознание.

Теперь обратимся к северному морю и его берегам. Помимо пограничного Калининграда Прибалтика представлена такими топонимами, как Балтика (Наталия Курчатова), Рига (Игорь Караулов), Выборг и Кронштадт (Герман Титов). Центральное место в этой группе занимает Санкт-Петербург.

Тему Петербурга вводит Наталия Курчатова в 2014 году. Далее в её стихах появляется Нева, Питер и Ленинград в значимом выражении «ленинградское ополчение» – так поэт описывает добровольцев-ополченцев из Петербурга, воевавших за Донбасс с 2014 года. Петроградом назван город у Александра Сигиды-старшего, а Ленинградом, помимо Курчатовой, называет Северную столицу Мария Ватутина. В обоих случаях это отсылки к советскому периоду истории, когда в Первую мировую и Великую Отечественную войну город оказался в эпицентре революционных и военных событий, что перекликается типологически с ситуацией военного Донбасса, которую хотят отобразить поэты. Берег Невы упоминает Александр Пелевин, а Никольский пруд – Наталия Курчатова, но чаще других вводит петербургские топонимы в текст Герман Титов, в строках которого появляются Михайловский замок, Морская улица и Сенная площадь. Итак, петербургские поэты Наталия Курчатова, Герман Титов, Александр Пелевин делают Петербург явным в русской географии сборника.

Таким образом, оба моря, Чёрное и Балтийское, присутствуют в русском самосознании и занимают важное место в осмыслении текущих событий войны в Донбассе как части русской истории.

Удивительная картина получается для столицы России Москвы. Первое её упоминание в книге происходит довольно поздно – в 2017 году, и вводит его в своей текст Наталия Курчатова, таким образом идеально отработавшая тему двух русских столиц в сборнике. Москва также упоминается Германом Титовым в 2019 году. В остальных, довольно немногочисленных случаях Москва появляется мельком, не полностью, как Поклонная площадь (Ольга Старушко), Павелецкий вокзал (Елена Заславская), Сретенка (Владислав Русанов). Отметим такие важные топонимы, как Красная площадь (Иван Купреянов) и Кремль (Дмитрий Трибушный), но ими и закрывается тема столицы в книге. Москва не вовлечена в идущую на западной окраине небольшую войну – такой вывод подсказывает книга.

Итак, географически Россия представлена довольно полно. Что же такое Россия не географически, а по смыслу? На этот вопрос в книге даётся три ответа: Третий Рим (Мария Ватутина, Елена Заславская), Страна Советов (Семён Пегов) и империя (Мария Ватутина, Елена Заславская, Иван Асвальд, Семён Пегов, Олег Миронов, Анна Долгарева). Российская, советская и современная империя – это всё Россия. В ходе войны в Донбассе люди разных взглядов объединяются, империя собирает свои окраины, русские солдаты воюют на фронте за империю.

Что касается тех территорий, на которых сейчас находится Украина, здесь на первом месте по упоминаниям стоит Одесса, также заметны Киев и Харьков. Среди топонимов Донбасса первое место занимает Донецк, несколько раз появляются в книге Луганск, Мариуполь и Лисичанск. Таким образом, все болевые точки войны в Донбассе и СВО до 2022 года отражены в сборнике: Одесса – город, где 2 мая 2014 года украинские радикалы заживо сожгли пророссийских активистов; Киев как город Майдана – точки невозврата текущей войны; Харьков, памятный как попытками освободить его на первом этапе СВО, так и тяжёлым отступлением осени 2022 года; Донецк, находящийся девять лет под обстрелами; Луганск, переживший полноценную осаду в 2014 году; заложник Украины Мариуполь, сильно пострадавший при освобождении в 2022 году; Лисичанск, переживший ту же судьбу. Так новейшая история отражается в географии сборника.

Полноценная характеристика культурной географии этих регионов по материалам книги – дело будущего, но уже сейчас можно сказать, что выраженная в заглавии концепция «Донбасс – блокпост России» подтверждается его содержанием. Война в Донбассе осознаётся донбасскими поэтами как значимая для всей страны, она проявляет традицию, актуализирует историю, находит себе параллели и в революционных событиях, и в войнах с внешним врагом. Книга показывает, что Донбасс – часть России и не только место, где происходят события, но и центр их осмысления.

Нина Ищенко

Литературная газета

Похожие записи