Мимесис, франки и упадок красноречия

В книге Эриха Ауэрбаха «Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе» есть параграф, посвященный Григорию Турскому, франкскому летописцу. Замечу, кстати, что Ауэрбах, пишущий в первой половине ХХ века, – типичный представитель европейского гуманизма. К западноевропейской литературе у него относятся и Гомер, и Ветхий Завет, и Аммиан Марцеллин. И если Умберто Эко осторожно замечает, что до появления Европы нужно дождаться как минимум падения первого Рима, то Ауэрбах никого не ждет: что нравится, то и западноевропейская литература.

Так вот, в параграфе «Сихарий и Фрамнесид» содержится отрывок из «Истории франков», где Григорий Турский рассказывает о драке или схватке в небольшом франкском городке. В описании этой драки Ауэрбах видит печальные результаты оскудения латинского красноречия: персонажи появляются в середине абзаца и исчезают непонятно куда, кто они такие, автор не сообщает, что они не поделили – тем более, и в целом получается такой сумбур, что Цицерон бы в гробу перевернулся.

А вот современный историк Игорь Дубровский в книге «Институт и высказывание в конце Римской империи» подходит к этой ситуации как детектив. Изучив материалы проповедей о церковной десятине и налогообложении, прочитанных в этом городке в тот же период, что описывает Григорий, Дубровский определяет, кто такие эти люди и почему они дрались: это были горожане, не желавшие платить налоги, и соответственно королевские сборщики налогов и их помощники из местных. Франкский историк не описывает мотивы и причины, поскольку его читателям они были ясны и так, составляя необходимый фон повседневных действий, а современному исследователю надо потрудиться. Перед нами вполне информативный текст, надо только иметь к нему ключ.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

«Город и город»: два национализма на одной территории

Детектив «Город и город» (автор Чайна Мьевиль) описывает два разных города на одной территории – Бешель и Уль-Кому. Разные улицы, дома, этажи в домах могут принадлежать разным городам, то есть…

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

You Missed

Долгосрочное планирование: смерти нет

  • От ninaoft
  • 3 ноября, 2024
  • 8 views
Долгосрочное планирование: смерти нет

Уничтожение уместности и раб в халате

  • От ninaoft
  • 3 ноября, 2024
  • 8 views
Уничтожение уместности и раб в халате

Новороссия гроз – от замысла к спектаклю

  • От ninaoft
  • 3 ноября, 2024
  • 14 views
Новороссия гроз – от замысла к спектаклю

Трансформации исторической и культурной памяти в XXI веке

  • От ninaoft
  • 30 октября, 2024
  • 16 views
Трансформации исторической и культурной памяти в XXI веке

Войны памяти в XXI веке обсудят в Луганске

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2024
  • 26 views
Войны памяти в XXI веке обсудят в Луганске

Метафизика и эсхатология СВО в контексте кризиса Запада

  • От ninaoft
  • 27 октября, 2024
  • 17 views
Метафизика и эсхатология СВО в контексте кризиса Запада