Репрезентация несторианского богословия в романе Е. Хаецкой «Голодный грек, или Странствия Феодула»

В сборнике докладов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (Санкт-Петербург, 2023 год) опубликован мой доклад о романе «Голодный грек». В докладе анализируются несторианские идеи, представленные
в фэнтезийном романе современной российской писательницы Елены Хаецкой. Действие романа разворачивается в середине XIII в. Фигура главного героя и форма романа-путешествия сближает книгу Хаецкой с романом Умберто Эко «Баудолино». Главные герои обоих романов живут и действуют в обширных евразийских степях, в тени важнейшего события XIII в. — падения Константинополя, Баудолино — до происшествия, а Феодул после. Оба путешествуют не только в географическом, но и в культурном пространстве, попадая в страны, населенные вымышленными народами, стоящими между человеческой
и нечеловеческой природой. Соединение двух природ в полулюдях имеет параллель в несторианском богословии, исследующем взаимоотношения двух природ Христа. Биография Нестория и его учение также является предметом изображения в романе. Таким образом, проблема соединения двух природ в одном существе решается в книге как на уровне художественного оформления материала, так и на уровне авторской рефлексии. Оба уровня исследуются в статье.

Ищенко, Н. С. Репрезентация несторианского богословия в романе Е. Хаецкой «Голодный грек, или Странствия Феодула» / Н. С. Ищенко // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. – СПб.: Издательство РХГА, 2023. – С 515–526.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *