В книге «Национализм, миф и государство в России и Сербии. Предпосылки распада СССР и Югославии» Велько Вуячич пытается решить вопрос о том, почему в одинаковых условиях распада страны югославская армия стала воевать за Сербию, а русская армия не начала воевать за Россию. Автор приходит к выводу, что решающую роль сыграло отношение к государству.
Сербия утратила государственность в XIV веке и с тех пор боролась за свое государство с Турцией и Австро-Венгрией. Собственное национальное государство было абсолютной ценностью для всех сербов всех сословий. Армия действовала соответственно.
Русские много веков жили в империи, среди обосновывающих мифов которой был миф о завоевании (варяги), а также о правлении чужеземной династии (Романовы подчёркивали своё иноземное происхождение вплоть до конца XIX века, когда начинается национализация династии). СССР был империей положительного действия, как выражается Терри Мартин, то есть государством с положительной дискриминацией нерусских этносов. Поэтому государство традиционно не воспринималось как ценность, напротив, выступало в коллективном сознании как что-то враждебное, чуждое и мешающее. Русские много веков жили под гнетом государства, что только ухудшало их положение, и теперь наконец-то прекрасно проживут и без государства – таким было самосознание в первую очередь в патриотических кругах. Армия как часть общества разделяла те же взгляды.
Отсюда разница в поведении военных в СССР и в Югославии в период распада государства.