Политическая философия Аристотеля

Аристотель, воспитатель Александра Македонского, предлагает свою классификацию способов политического устройства. В основу классификации Аристотель кладет два принципа: кто правит и с какой целью. По первому принципу государства делятся на те, где правит один, немногие или все. По цели государства делятся на те, где целью является благо самого правителя или благо всего общества.

Совмещая эти принципы, получаем знаменитые шесть видов правления по Аристотелю: правит один на благо полиса – монархия, ради собственного блага – тирания; правит группа на благо полиса – аристократия, ради интересов самой группы – олигархия; правят все на благо полиса – цензовая демократия, иначе – охлократия или просто демократия.

Последнее деление требует дополнительных пояснений. Цензовая демократия предполагает, что избирать и быть избранным может человек, имеющий определенное имущество не ниже фиксированного минимума. Только тот, кому есть что терять при плохом управлении, может заботиться об интересах государства при голосовании. Бедняк, живущий на гроши, будет голосовать за каждого, кто пообещает улучшить его положение сейчас, не думая о грядущих катастрофических последствиях этого решения.

Получается, в Афинах лучший государственный строй был при Тридцати тиранах, во времена Крития, когда на должности избирали среди пять тысяч человек при населении Афин около двухсот тысяч. Правительство Крития долго не продержалось, и свои взгляды Аристотель открыто не высказывал, памятуя о судьбе Сократа при победившей демократии. Победившая демократия тоже включала не всех: рабы, иностранцы, женщины исключались в принципе, жители подвластных Афинам территорий не имели афинского гражданства, а Афинах гражданство получали те, чьи оба родителя имели афинское гражданство. Анализ показывает, что демократия – это правление около десяти процентов населения, которые и называются народом.

Демократический идеал воплотили отцы-основатели США, первого национального государства, уже в XVIII веке. В их случае правящая группа называлась nation, нация.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Царицы и царевны в бурные времена

Книга издательства МГУ «Русские царицы и царевны XVII века», авторы Л. Е. Морозова, А. В. Демкин, относится к исторической антропологии. Портреты царских жён, вдов, сестер даются на фоне не только…

Как ничего не кончается

Книга Харальда Йенера «Волчье время. Германия и немцы: 1945-1955» – отличная работа по исторической антропологии. Книга о том, как жили немцы в первое послевоенное десятилетие, как разбирали завалы, где спали,…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 22 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом