Аристотель, воспитатель Александра Македонского, предлагает свою классификацию способов политического устройства. В основу классификации Аристотель кладет два принципа: кто правит и с какой целью. По первому принципу государства делятся на те, где правит один, немногие или все. По цели государства делятся на те, где целью является благо самого правителя или благо всего общества.
Совмещая эти принципы, получаем знаменитые шесть видов правления по Аристотелю: правит один на благо полиса – монархия, ради собственного блага – тирания; правит группа на благо полиса – аристократия, ради интересов самой группы – олигархия; правят все на благо полиса – цензовая демократия, иначе – охлократия или просто демократия.
Последнее деление требует дополнительных пояснений. Цензовая демократия предполагает, что избирать и быть избранным может человек, имеющий определенное имущество не ниже фиксированного минимума. Только тот, кому есть что терять при плохом управлении, может заботиться об интересах государства при голосовании. Бедняк, живущий на гроши, будет голосовать за каждого, кто пообещает улучшить его положение сейчас, не думая о грядущих катастрофических последствиях этого решения.
Получается, в Афинах лучший государственный строй был при Тридцати тиранах, во времена Крития, когда на должности избирали среди пять тысяч человек при населении Афин около двухсот тысяч. Правительство Крития долго не продержалось, и свои взгляды Аристотель открыто не высказывал, памятуя о судьбе Сократа при победившей демократии. Победившая демократия тоже включала не всех: рабы, иностранцы, женщины исключались в принципе, жители подвластных Афинам территорий не имели афинского гражданства, а Афинах гражданство получали те, чьи оба родителя имели афинское гражданство. Анализ показывает, что демократия – это правление около десяти процентов населения, которые и называются народом.
Демократический идеал воплотили отцы-основатели США, первого национального государства, уже в XVIII веке. В их случае правящая группа называлась nation, нация.