Архетип сакральной жертвы в практике цветных революций

Мое первое обращение к теме сакральной жертвы во время цветных революций было в 2019 году. Статья о сакральной жертве в контексте мифологизации общественного сознания, опубликована в Санкт-Петербурге. Сейчас бы я больше внимания уделила политической составляющей, но и этот подход имеет право на существование.

Статья посвящена проблеме продуктивности политтехнологических манипулятивных технологий, которые используются для организации государственных переворотов путем так называемого мирного протеста. Показано, что реализация сценария «цветной революции», включающего сакральную жертву среди протестующих, опирается на мифологические пласты общественного сознания. Для анализа мифологического составляющего современного массового сознания использованы категории философии мифологии Шеллинга: теогонический процесс, сукцессивный политеизм, царство Кроноса, огненная жертва, разрушающая это царство. На основе анализа советской политической мифологии, показано, что образ советского государства в массовом сознании сильно мифологизирован и имеет характерные черты царства Кроноса. На материале украинского Евромайдана в 2014 г. и его политтехнологического обеспечения выявлено, что те же специфические черты воспроизводит в своих клише пропаганда «цветных революций», описывая реальность того государственного строя, который она хочет свергнуть. Рассмотрены актуализации архетипа сакральной жертвы в антисоветской пропаганде периода утверждения демократии и в антироссийской пропаганде последних двух десятилетий, а также полноценную реализацию архетипа сакральной жертвы в образе «Небесной Сотни» (несколько десятков человек, убитых в Киеве в 2014 г. при переходе протеста в фазу открытого насилия). Причина того, почему сакральная жертва вызывает уничтожение старого строя и реализацию новых политических форм, лежит в актуализации мифа об уничтожении царства Кроноса, который был подробно проанализирован Ф.Шеллингом.

Ищенко, Н. С. Архетип сакральной жертвы в практике цветных революций / Н. С. Ищенко // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – № 3 (40). – С. 39–44.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

О гностиках, Стругацких и кино

Новая статья, написанная в соавторстве с Валентиной Патерыкиной. Исследование направлено на выявление специфики воплощения элементов гностического мировоззрения (иерархия миров, дуализм духовного и материального, гнозис) в романе братьев Стругацких «Трудно быть…

Идеология осажденной крепости

В статье рассматривается концепция России как осажденной крепости, созданная И. Ильиным и философски осмысленная В. Цымбурским. Показано, как изоляционизм в общественном сознании формируется как ответ на европоцентризм глобальных идеологий, в…

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 19 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 24 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 13 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 18 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 17 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 72 views
Кинорецензии Нины Ищенко