О мещанах и гениях в свете английской системы образования

М. Саркисянц в книге «Английские корни немецкого фашизма» показывает, что образцом при воспитании нацисткой элиты служили английские паблик-скул, начиная с Итона, где культивируется антиинтеллектуализм, культ физической силы, рабские отношения между студентами высокого и низкого ранга. Чувствительность – синоним болезненности, в Англии до сих пор стыдно признаваться, что ты интеллектуал, недопустимо интересоваться каким-то предметом только потому, что это интересно, всегда должна быть утилитарная прагматическая цель. Главное в человеке – не ум, творчество и критика, а умение повиноваться и повелевать. Ученый показывает, что в Германии такие учебные заведения стали появляться при Гитлере, а в Англии – за двести лет до этого, и традиционно считалось, что только такие люди с чувством собственной исключительности могут управлять империей.

Английское элитное образование направлено на всякое подавление индивидуальности, от чего страдали Шелли и Байрон, которые гораздо популярнее в других странах, чем в Англии. Обоих элитные школы не сломали, но травмировали серьезно. Английская образовательная система направлена на дрессировку конформизма, и жесткое подавление того, что чувствительные немцы называли гением и творческой личностью.

В связи с этим в новом свете предстает конфликт между мещанином/филистером и гением. Трактовка Честертона, что это конфликт между нормальными людьми и умниками (как в эссе «Три типа людей»), оказывается только одной из возможных. Еще есть второй вариант: поклонники грубой силы, воли и характера против людей, живущих искусством, творчеством, философией. Это объясняет, почему Честертон считается мастером парадокса. В России всё же различие ближе к честертоновскому, а образование – к немецкому.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

Кроме того, Ильин делает замечание о мессианстве вообще, об идее, что Россия должна спасти весь мир, дав ему тем или иным способом свою культуру, религию и образ жизни. Идея эта…

Ильин и Шубарт: пророчество о России и прометеевском человеке

В 1940 году И. Ильин пишет рецензию на недавно вышедшую книгу В. Шубарта «Россия и душа Востока». Ильин отмечает большие достоинства книги, среди которых – первое в истории Европы внимательное и…

You Missed

Попытка «Андора»

  • От ninaoft
  • 15 июля, 2024
  • 16 views
Попытка «Андора»

Новые вопросы об избранном меньшинстве

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 14 views
Новые вопросы об избранном меньшинстве

Экономическое поведение и религиозный выбор

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 11 views
Экономическое поведение и религиозный выбор

Следственное дело большевиков

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 19 views
Следственное дело большевиков

Философия в непризнанной республике

  • От ninaoft
  • 13 июля, 2024
  • 16 views
Философия в непризнанной республике

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

  • От ninaoft
  • 9 июля, 2024
  • 27 views
Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти