О мещанах и гениях в свете английской системы образования

М. Саркисянц в книге «Английские корни немецкого фашизма» показывает, что образцом при воспитании нацисткой элиты служили английские паблик-скул, начиная с Итона, где культивируется антиинтеллектуализм, культ физической силы, рабские отношения между студентами высокого и низкого ранга. Чувствительность – синоним болезненности, в Англии до сих пор стыдно признаваться, что ты интеллектуал, недопустимо интересоваться каким-то предметом только потому, что это интересно, всегда должна быть утилитарная прагматическая цель. Главное в человеке – не ум, творчество и критика, а умение повиноваться и повелевать. Ученый показывает, что в Германии такие учебные заведения стали появляться при Гитлере, а в Англии – за двести лет до этого, и традиционно считалось, что только такие люди с чувством собственной исключительности могут управлять империей.

Английское элитное образование направлено на всякое подавление индивидуальности, от чего страдали Шелли и Байрон, которые гораздо популярнее в других странах, чем в Англии. Обоих элитные школы не сломали, но травмировали серьезно. Английская образовательная система направлена на дрессировку конформизма, и жесткое подавление того, что чувствительные немцы называли гением и творческой личностью.

В связи с этим в новом свете предстает конфликт между мещанином/филистером и гением. Трактовка Честертона, что это конфликт между нормальными людьми и умниками (как в эссе «Три типа людей»), оказывается только одной из возможных. Еще есть второй вариант: поклонники грубой силы, воли и характера против людей, живущих искусством, творчеством, философией. Это объясняет, почему Честертон считается мастером парадокса. В России всё же различие ближе к честертоновскому, а образование – к немецкому.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

  • От ninaoft
  • 17 мая, 2025
  • 22 views
Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

Заливаться казенным шампанским

  • От ninaoft
  • 15 мая, 2025
  • 16 views
Заливаться казенным шампанским

Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 68 views
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 21 views
Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

Дионис против Аполлона: луганская версия

  • От ninaoft
  • 6 мая, 2025
  • 15 views
Дионис против Аполлона: луганская версия

Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

  • От ninaoft
  • 5 мая, 2025
  • 16 views
Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции