Корни английского национализма: трансформации гражданина

В монографии «Момент Макиавелли» Покок анализирует распространение республиканских идей в Англии, и сталкивается со следующей проблемой. Во Флоренции Макиавелли и в Италии вообще республиканская традиция была сильна и постоянно использовалось понятие гражданина, который может быть добродетельным только в совместной гражданской жизни с другими гражданами республики, получившее в эпоху Возрождения дополнительное обоснование в политических работах Аристотеля. Англия же была традиционной монархией, ни республик, ни свободных граждан там не было и быть не могло. Почему республиканская традиция вообще прижилась, да еще и дала такой впечатляющий плод в виде США?

Покок пишет, что распространенный ответ следующий: гражданин – это пуританский святой. Пуритане ощущают свою богоизбранность, а традиции и сложившийся уклад жизни рассматривают как то, что должно быть разрушено во время апокалипсиса и с их помощью.

«В Англии – однозначно в большей степени, чем в любой другой протестантской стране, – апокалиптика была национальной. Она являлась способом представить нацию как существующую и действующую в священном времени. Вот почему английский святой [пуританин 17 века] мог усматривать связь между своей богоизбранностью и своей национальной принадлежностью: он был святым как один из “англичан Господа Бога”».

Попытки некоторых современных философов и идеологов национализировать апокалипсис строятся по этой схеме, что не радует.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

Кроме того, Ильин делает замечание о мессианстве вообще, об идее, что Россия должна спасти весь мир, дав ему тем или иным способом свою культуру, религию и образ жизни. Идея эта…

Ильин и Шубарт: пророчество о России и прометеевском человеке

В 1940 году И. Ильин пишет рецензию на недавно вышедшую книгу В. Шубарта «Россия и душа Востока». Ильин отмечает большие достоинства книги, среди которых – первое в истории Европы внимательное и…

You Missed

Попытка «Андора»

  • От ninaoft
  • 15 июля, 2024
  • 16 views
Попытка «Андора»

Новые вопросы об избранном меньшинстве

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 14 views
Новые вопросы об избранном меньшинстве

Экономическое поведение и религиозный выбор

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 11 views
Экономическое поведение и религиозный выбор

Следственное дело большевиков

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 19 views
Следственное дело большевиков

Философия в непризнанной республике

  • От ninaoft
  • 13 июля, 2024
  • 16 views
Философия в непризнанной республике

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

  • От ninaoft
  • 9 июля, 2024
  • 27 views
Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти