Старообрядчество и отказ от брака

В крестьянской России вплоть до XX века существовал принцип универсального брака: все  взрослые крестьяне вступали в брак, оставались без семьи только люди больные и ущербные, которых были единицы. Это правило не подвергалось сомнению, пока современный американский исследователь Джон Бушнелл не обнаружил в архивах Ярославской области данные о трёх деревнях Ярославской губернии с середины XVIII до середины XIX столетия.

В деревнях Пешково, Алёшково и Случково по ревиским сказкам и исповедным книгам во всех поколениях существовал огромный отказ женщин от брака. От 80 до 100% женщин в этих поколениях никогда не были замужем и не заводили детей.

Это загадка, которую непонятно как решать. Согласно исповедным книгам те дворы, где наблюдался такой отказ от брака, были старообрядческими. Хотя священники не фиксировали, какие это были старообрядцы,  по другим данным в этой области было распространено Спасово согласие. Это радикальные беспоповцы, которые считали, что благодать ушла из мира, и поэтому попы не могут совершать никаких таинств, включая брак.
Можно предположить что женщины, отказывающиеся от брака, были спасовками, но это не точно.

В то же время мужчины в этих дворах женились и рожали детей. Каким было учение, которое запрещает женщинам вступать в брак, но поощряет брак мужчин, мы не знаем. Давно ли это началось мы не знаем, потому что до середины XVIII века никаких документов нет. Отказ от брака прекратился внезапно в середине XIX века. За одно десятилетие процент женщин, не вступавших в брак упал от 80 до 20. Если их отказ от брака был вызван религиозными причинами, здесь тоже можно предположить религиозные причины, некое единок централизованное решение которое побудило женщин изменить своё поведение. Примерно в это время Спасово согласие раскололось, но подробности нам неизвестны. Возможно, новое течение иначе относилось к браку, и женщины стали выходить замуж.

В течение исследованных ста лет в этих трёх деревнях наряду с православными дворами существовали такие старообрядческие дворы, в которых на одного взрослого мужчину с семьёй приходилось несколько его незамужних тёток и сестёр. Эти дворы были очень неустойчивы в экономическом плане. Смерть мужчины-кормильца оставляла всех этих женщин в нищете. Такие дворы разорялись и исчезали. От переписи к переписи их  становится всё меньше. Тенденция становится ясна в течение одного поколения. Почему люди продолжали это делать? Мы можем только догадываться, но некоторые предположения у Бушнелла есть.

По монографии Джона Бушнелла «Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок. Спасовки в XVIII -XIX веках».

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Смотры невест как механизм согласования интересов

В монографии «Невеста для царя» описывается обычай выбора невесты, существовавший в России почти двести лет: первую невесту выбирали для отца Ивана Грозного, последнюю – для брата Петра Первого точно, и…

Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

Барочный цикл Нила Стивенсона – утешение новогодних каникул. Хороший, качественный исторический роман. Первые три книги называются «Ртуть». Ртуть – это и прозвище человека, и алхимическая ртуть, и деньги, циркулирующие по…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 46 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 20 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 17 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 15 views
Смотры невест как механизм согласования интересов