Манихейство, расколдованный мир и отказ у брака у спасовок

Бушнелл продолжает рассказ о живых покойниках:

«Уверенность в том, что они живут в мире всепроникающего, беспросветного зла, от которого можно спастись только через смерть, и без таинств, обеспечивающих путь к Богу, определяла отношение «живых покойников» к рождению и смерти. И, безусловно, к браку тоже, но Майнов не воспользовался ни одной ведущей к этой теме нитью.
Один из членов общины умер во время пребывания там Майнова, и он заметил, что похороны не сопровождались приличествующим такому событию оплакиванием, наоборот, присутствующие, казалось, радовались: смерть как желанное избавление – это явно было не просто формулой утешения, а убеждением настолько глубоким, что траурное стенание становилось совершенно неуместным.

Майнов насчитал в общине всего четверых детей (он не говорит нам, сколько там было взрослых и в скольких они проживали домах, но остается впечатление, что это было довольно крупное для тех мест поселение, так что оно могло состоять из 20 или более дворов) и спросил, отчего так. Его проводник сказал, что женщины глотают какой-то порошок, предотвращающий беременность. Абросим же утверждал, что это пустая болтовня, и приписывал неплодовитость женщин климату, тяжкому труду и скудной пище (Майнов между тем замечает, что село выглядит на редкость зажиточным). По словам старца, когда рождается ребенок, по всему поселку плач идет, потому что «жизнь-то для нас – горе горькое». Когда Майнов намекнул, что такая позиция со временем приведет к вымиранию человечества, реакция Абросима была фактически: «И что с того?» Судя по всему, «живые покойники» сознательно ограничивали рождаемость – либо путем полного отказа от брачной жизни, либо избежанием деторождения в супружестве. Абросим сам, по его утверждению, прожил с женой 38 лет и детей не имел».

Речь идет о секте, спасающейся в лесу. Делать выводы о спасоцах, живущих в миру, нужно осторожно, но поскольку больше у нас ничего нет, приходится основываться на этих сведениях. Вера в то, что Бог оставил мир, нет ни хороших, ни плохих поступков, и потому жизнь – это горе горькое, естественно приводят к мысли о том, что рожать детей – преступление и безответственность. Уверенность в том, что все ценностные нормы исчезли, а преступление и безответственность остались непоколебимы, была свойственна и более искушенным в философии экзистенциалистам ХХ-го века. Следующий логичный шаг – раз Бог равнодушен к любым поступкам, то любые поступки дозволены, в том числе и деторождение, и чадолюбие. Но нет, такого вывода манихеи не делают никогда. Видимо, дело не в логике: рассуждение служит для оправдания жизнеотрицающего мировоззрения, которое сопротивляется любой рациональной критике.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Заливаться казенным шампанским

Хронотоп порубежья: вести с восточной границы. От советских дипломатов в Китае из 1925 года. «…Работа дипломатов зачастую нарушалась инициативными шагами высших чинов советской военной и политической разведки. Вот какую характеристику…

Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

Из книги «Воспоминания террористки»: «СЕКРЕТАРЮ РАЙКОМА КПССГр. КАХОВСКОЙ Ирины Константиновны,прожив. в г. Малоярославце, Калужской обл.,ул. Володарского, 30 ЗАЯВЛЕНИЕ14 мая 1958 г. мною было подано в Малоярославецкий Отдел СОБЕСа заявление о…

You Missed

Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

  • От ninaoft
  • 17 мая, 2025
  • 22 views
Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

Заливаться казенным шампанским

  • От ninaoft
  • 15 мая, 2025
  • 16 views
Заливаться казенным шампанским

Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 68 views
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 21 views
Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

Дионис против Аполлона: луганская версия

  • От ninaoft
  • 6 мая, 2025
  • 15 views
Дионис против Аполлона: луганская версия

Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

  • От ninaoft
  • 5 мая, 2025
  • 16 views
Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции