Коммунизм в СССР имеет минимум две формы: коммунизм как теория, которую пытались практически реализовать в первые годы после революции, и коммунизм как практика позднесоветской жизни. Нашим современникам непосредственно была доступна только вторая форма, первую в любом случае нужно изучать по документам.
Коммунизм как теория – деструктивная идеология, направленная на разрушение семьи, религии и государства, уничтожение русской культурной памяти и патриотизма, а также формирование национальных меньшинств и этнократий. Эти положения неоднократно озвучивались и формулировались как вождями и теоретиками, так и исполнителями.
Я видела две реакции на эту первую форму коммунизма в России: восхваление и отрицание. К восхваляющим относятся Коммари, Гоблин, Жуков, Прилепин. Имен отрицателей не назову, часто встречается, но ярких персоналий не помню. Эта реакция опирается на невежество и легко переходит в криптоправославный вариант. Криптоправославный вариант следующий: разрушение церквей, преследование священников, разрушение семьи и брака, поругание патриотизма исторически имело место, но это была ошибка, а истинная форма коммунизма – моногамная семья, православие, русский патриотизм, империя против этнократии. Таков Зюганов и многие современные патриоты, чиновники и педагоги, занимающиеся патриотической и воспитательной работой. Такой раньше была и я, пока не преодолела себя и не начала читать документы и исследования.
Криптоправославный коммунизм – это наша специфика, деформация теории под давлением нашего менталитета. Больше нигде в мире (кроме Украины, а это тоже мы) коммунизм не ассоциируется с православием и русской империей. И если современные коммунисты хотят православия и империи, почему бы не назвать вещи своими именами? Зачем облекать эту программу в формулировки западной гностической атеистической философии? Если же современные коммунисты хотят свободной любви как стакана воды, интернационализма и союза воинствующих безбожников, то это более аутентично.
Итак, под одним именем скрывается две сущности: современные симпатизанты коммунизма могут придерживаться несовместимых позиций и диаметрально противоположных программ.