Вопрос о том, получал ли Ленин деньги от кайзера на госпереворот в 1917 году, приводит простых смертных к бесконечным дискуссиям, хотя после того, как в 1950-е гг. открыли немецкие архивы, спорить тут больше не о чем: получал. Более узкий вопрос, что об этом знали и могли знать современники, может быть решен с помощью Следственного дела большевиков.
Следственное дело большевиков, подготовленное Следственной комиссией Временного правительства в 1917 году, опубликовано впервые в 2012 году (скачать https://t.me/ninaofterdingen/10998). Тема мифогенная, и именно поэтому первоисточником не интересуется почти никто даже среди ученых. Все пишущие по этой теме так или иначе травмированы, тема вызывает бурные эмоции и на нее завязана идентичность, поэтому трогать ее не хочется никому. Мне тоже не хотелось, но предисловие публикатора О. К. Иванцовой я осилила.
Следственное дело посвящено выяснению вопроса о финансировании коммунистической партии немецким генштабом. Мифы о следственном деле: 1) оно не было завершено; 2) комиссия ничего не доказала. Оба пункта неверны.
Дело было завершено 17 октября 1917 года, и полностью подготовлено к судебному заседанию 25 октября. 25 октября произошла так называемая Великая Октябрьская Социалистическая революция, и дело стало неактуальным – подследственные захватили власть.
Комиссия не доказала, что Ленин или другие коммунисты лично получали деньги в Германии от германских разведчиков. Доказать такие вещи убедительно для суда почти невозможно, и от этой идеи отказались еще до создания Следственной комиссии, когда делом занималась военная контрразведка с мая по июль 1917-го. После вооруженного восстания в июле 1917-го, организованного коммунистами, материалы контрразведки были переданы в созданную Временным правительством Следственную комиссию, и ее следователи попытались эту версию отработать. Найти свидетелей в стране противника, во время войны, с соблюдением юридических норм, – это была заведомая утопия. Поэтому Следственная комиссия сосредоточилась на второй версии: деятельность коммунистической партии финансировалась через подставную фирму «Клингслянд», работавшую в России. И эту версию доказали убедительно для суда.
Сделать выводы и провести параллели каждый может сам.