Экономическое поведение и религиозный выбор

В книге «Избранное меньшинство. Как образование сформировало еврейскую историю, 70–1492» авторы Маристелла Боттичини и Цви Экштейн ставят задачу понять, когда, как и почему евреи стали избранным меньшинством.

Многим кажется, что ответы на эти вопросы уже есть. Причины этого явления, называемые традиционно, делятся на две большие группы: экзогенные (дискриминация, ограничения, преследования, избиения) и эндогенные факторы (добровольное обособление от окружающих народов для поддержания религиозных ритуалов, миграция в города для сохранения групповой идентичности). Авторы рассматривают эти аргументы в девяти главах своей книги, прослеживают историю евреев за указанный период и последовательно критикуют сформировавшиеся штампы. Им удалось показать, что ни один из факторов не действовал всегда и везде, и нет даже такого выделенного комплекса причин, который бы действовал всегда, везде и во всех обстоятельствах. Они предлагают свое решение: религиозный выбор, основанный на экономическом поведении.

Авторы показывают, что после разрушения второго храма римлянами у евреев остался единственный столп идентичности – Тора, писание. В результате конкуренции религиозных течение в иудаизме на рубеже эр победило течение, предписывающее родителям учить своих сыновей грамоте и давать им образование. Это вызывало большие экономические трудности у крестьян, занимавшихся сельским хозяйством в сельской местности, и в то же время нет данных, указывающих на то, что в семьях стали меньше рожать. Крестьяне, ремесленники и все те группы, в которых для преуспевания не нужна была грамотность, предпочли отказаться от такого религиозного долга, и перешли в христианство или ислам: так они могли почитать единого Бога, но не тратиться на образование детей. Остались в иудаизме те социальные группы, где грамотность давала заметные преимущества.

Этот отбор происходил веками. Авторы прослеживают историю мусульманских и монгольских завоеваний, и показывают, как снижение численности еврейских общин коррелирует с эпохами разорения городов, когда для выживания нужно было работать на земле.  

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Братья в семье и государстве

Результаты Лоро довольно фрагментарные. При чтении чувствуется, что работа состоит из отдельных статей, которые сами по себе интересны, но связь их с целым автор не прописывает. Так, из самого яркого:…

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Николь Лоро замечает, что Фрейд как психиатр разработал теорию вытеснения для отдельных людей, и показал, что забыть травму на самом деле невозможно. Травмированный человек создает многочисленные символические обозначения, отсылающие к…

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 5 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 10 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 8 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 12 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 12 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 69 views
Кинорецензии Нины Ищенко