Экономическое поведение и религиозный выбор

В книге «Избранное меньшинство. Как образование сформировало еврейскую историю, 70–1492» авторы Маристелла Боттичини и Цви Экштейн ставят задачу понять, когда, как и почему евреи стали избранным меньшинством.

Многим кажется, что ответы на эти вопросы уже есть. Причины этого явления, называемые традиционно, делятся на две большие группы: экзогенные (дискриминация, ограничения, преследования, избиения) и эндогенные факторы (добровольное обособление от окружающих народов для поддержания религиозных ритуалов, миграция в города для сохранения групповой идентичности). Авторы рассматривают эти аргументы в девяти главах своей книги, прослеживают историю евреев за указанный период и последовательно критикуют сформировавшиеся штампы. Им удалось показать, что ни один из факторов не действовал всегда и везде, и нет даже такого выделенного комплекса причин, который бы действовал всегда, везде и во всех обстоятельствах. Они предлагают свое решение: религиозный выбор, основанный на экономическом поведении.

Авторы показывают, что после разрушения второго храма римлянами у евреев остался единственный столп идентичности – Тора, писание. В результате конкуренции религиозных течение в иудаизме на рубеже эр победило течение, предписывающее родителям учить своих сыновей грамоте и давать им образование. Это вызывало большие экономические трудности у крестьян, занимавшихся сельским хозяйством в сельской местности, и в то же время нет данных, указывающих на то, что в семьях стали меньше рожать. Крестьяне, ремесленники и все те группы, в которых для преуспевания не нужна была грамотность, предпочли отказаться от такого религиозного долга, и перешли в христианство или ислам: так они могли почитать единого Бога, но не тратиться на образование детей. Остались в иудаизме те социальные группы, где грамотность давала заметные преимущества.

Этот отбор происходил веками. Авторы прослеживают историю мусульманских и монгольских завоеваний, и показывают, как снижение численности еврейских общин коррелирует с эпохами разорения городов, когда для выживания нужно было работать на земле.  

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

В недавнем посте Евгений Шатун Николаев пишет, что раздел России по национальным границам заложен ещё в имперский период в названиях территорий в титулатуре императора, типа царь Грузинский и Польский, а…

Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия

В 2023 году в московском издательстве «Выргород» опубликована книга «Веня Д’ркин: Дрантология», над которой работала команда энтузиастов с 2000 года. Богатое издание включает стихи, прозу и рисунки Дранти, а также комментарии…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 22 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом