Теологические идеи Федорова анализирует Сергей Сизов в статье «Философия Николая Федорова в контексте православной сотериологии». Как показывает ученый в своем исследовании, в русской философии Федоров имеет репутацию христианского святого, а его учение воспринимается как версия православного христианства. Хотя многие философы со времен Федорова указывали, что его взгляды не совсем совпадают с православием, конкретные аспекты несовпадения не раскрывались и анализ идей Федорова с привлечением святоотеческих источников не проводился.
Сизов в своей работе показал, что философия общего дела противоречит православию по основным моментам: в трактовке греха, природы, роли Христа, рая, воскресения Федоров не следует православию, а дает свои версии, которые пытается обосновать логически и философски. Христологии у Федорова нет, в чем именно заключается подвиг Христов, Федоров не говорит и не понимает, причиной и источником греха в философии общего дела считается природа, а не нравственный выбор человека, рай человек должен создать сам. Это по своим интенциям гуманистическое человекобожие, известное в европейской культуре со времен Возрождения, и ставшее общим местом в эпоху Просвещения.
Я бы дополнила этот список идеей несовершеннолетия человечества, которая в философии Федорова объясняет, почему люди еще не приняли его теорию и не занялись всеобщим воскрешением мертвых сразу после прихода Христа. Несовершеннолетие человечества – это выраженная другими словами идея линейного прогресса, базовая для европейского мироощущения XIX века. Усвоил ее и Федоров. Только если для европейцев приобщение к прогрессу – это усвоение всеми народами европейской науки и новых технологий, то для Федорова совершеннолетие человечества – это осознание всеобщей цели, воскрешения мертвых научным путем.
Ульрих, главный герой романа Музиля «Человек без свойств», говорит графу Лейнсдорфу об убеждении богословов, что со времен Христа богословие как-то продвинулось. Этот символ упадка европейской культуры воспроизводит и Федоров в своем учении. Вся полнота Божества не была дана нам реально, две тысячи лет Церковь шла ошибочным путем, поскольку человечестве было несовершеннолетним, и только сейчас, во времена Федорова, мы начинаем взрослеть и понимать, что нужно делать. Здесь столько же прогрессизма, сколько и протестантизма. Федоров сформулировал самую суть духа времени, секулярного и европейского, чем и завоевал свою популярность.
Тот факт, что в императорской России это воспринималось как подлинное православие, подтверждает слова Достоевского, что Евангелия никто не знает. К сожалению, и до сих пор это так.