Условный Апокалипсис

В христианстве Федоров выдвинул идею, которой однозначно не существовало до него. Это идея условного Апокалипсиса. Конец света, Апокалипсис в философии Федорова – это педагогический прием устрашения человечества. Он состоится только в том случае, если люди не станут искренними христианами и не начнут сами воскрешать отцов. Если же люди возьмут труд воскрешения на себя, объединятся в родстве и вернут к жизни всех отцов, то Апокалипсис окажется ненужным.

В доктринально строгом католичестве христианская идея, которой никто за две тысячи лет еще не высказывал, вызвала бы понятную осторожность. Не то в русской культуре на излете империи.

«Идея условности апокалиптических пророчеств, всесторонне продуманная автором «Философии общего дела» с убедительной опорой на Священное Писание, была воспринята в русской религиозной философии как откровение. Н. А. Бердяев оценивал федоровское “истолкование Апокалипсиса” как “гениальное и единственное в истории христианства”. Близко выражался и Г. Федотов: “Идея Федорова об условном значении пророчеств явилась для нас настоящим освобождением. Как все гениальные идеи, она так проста, что, приняв ее, кажется непонятным, как можно думать иначе”» (Семенова С. Г. Идея всеобщности спасения у Н. Ф. Федоров (в контексте христианской традиции апокатастасиса) // Н. Ф. Федоров: pro et contra. Антология. Книга вторая. СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2008. С. 904-926).

У Достоевского есть такой прием – намеренная ошибка в цитате. Его персонажи с ошибкой цитируют Евангелие, и автор ошибки не разъясняет, хотя из черновых материалов ясно, что правильную цитату он знал и ошибку сделал намеренно. Однако разгадать эту игру выпало только XXI веку. Современники Достоевского ошибок просто не замечали, а если кто и заметил с тех пор, как Анна Ахматова, приписали их автору. Как писал сам Достоевский, Евангелия никто не знает. Реакция на учение Федорова позволяет осознать масштаб явления.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Федоров – отец генетики и клонирования

Комментарий Светланы Семеновой к четвертой части произведения Николая Федорова «Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим». Комментарий предваряет примечания в первом томе сочинений Федорова, 1982…

Кенотическое богословие: кантианство в православии

В связи с актуализацией русской и православной философии после начала СВО часто стали упоминать кенозис Христа, кенотическое самоумаление и так далее. В википедии так объясняется, что это: «Кенозис – христианский…

You Missed

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 82 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 30 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 21 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 29 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 41 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 42 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?