«Федоров – единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре язык не повернется упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда. В одном Федорове – искупление всех грехов и преступлений русского народа…», – так пишет в 1918 году, во время Гражданской войны в России, Аким Волынский.
Как сообщается в первом томе антологии «Н. Ф. Федоров: pro et contra», изданной в СПБ в 2004 году, Аким Львович Волынский (1861–1926; настоящие имя и фамилия – Хаим Лейбович Флексер) – литературный и театральный критик, историк и теоретик искусства. В 1880-е гг. сотрудничал в русско-еврейской печати (газетах «Рассвет», «Русский еврей», журналах «Еврейское обозрение», «Восход» и др.), где публиковал критические и философские статьи, проблемные очерки, библиографические заметки. В 1891–1898 гг. фактический главный редактор и ведущий критик журнала «Северный вестник».
После революции активно участвовал в культурной жизни Петрограда, работал в издательствах «Всемирная литература» и «Парфенон», был председателем Петроградского отделения Союза писателей, членом правления Дома искусств. Увлекся Федоровым в конце 1910-х гг. Написал статью «Воскрешение мертвых» в 1923 году, намеревался включить ее в свою новую книгу, не успел (Н. Ф. Федоров: pro et contra, том 1, с. 1065-1066).
Об этой книге стоит написать подробней, тем более что авторы комментариев к антологии это уже сделали, а мне перепечатать нетрудно.