Детство в западной культуре

Книга Карин Калверт «Дети в доме» посвящена детству в США и Европе до начала ХХ века. Идеи Руссо о естественном человеке стали эпохальным переломом в воспитании. До 1750-х гг. основы обращения с детьми были следующие.

Тугое пеленание до трех-шести месяцев. Врач того времени писал, что пеленки надо менять хотя бы раз в сутки, будем надеяться, что это делалось. Считалось, что без пеленания с четкой фиксацией рук и ног ребенка ждет рахит, искривление позвоночника и прочие проблемы с костями. Сон на боку, а тем более в позе эмбриона исключался полностью, так как это вредит будущей осанке. Нужно постоянно выравнивать, вытягивать и фиксировать, укладывать на спину. Если ребенок кричит, это не значит, что ему плохо, он просто развивает легкие, на это не надо реагировать.

Категорически не допускалось ползание. Ползают животные и дикари, цивилизованный человек должен стоять и ходить. Общее мнение эпохи – если позволить ребенку ползать, он никогда не научится ходить. Поэтому сразу после прекращения пеленания детей ставили в табуреты для стояния или в ходунки. Они были устроены так, что ребенок не мог присесть. Дети стояли в них часами, плакали и теряли сознание, это считалось неизбежным этапом роста.

До шести-семи лет всех детей независимо от пола одевали в платья и юбки. Потом девочки оставались в юбках на всю жизнь, а мальчики получали брюки, что означало изменение статуса. На картине по центру стоит старший мальчик, справа от него тоже мальчик, слева – две девочки, причем старший ребенок на картине – самая левая девочка. Композицию определяет статус.

Не было представления, что дети должны играть и у них должны быть игрушки. Игрушки делались для взрослых, в игры тоже играли взрослые, а детям разрешалось в них участвовать. В пуританских семьях игры запрещались всем по религиозным соображениям.

Концепция детства до середины XVIII века такова: ребенок – маленький взрослый; все черты внешности и поведения, отличающие ребенка от взрослого, должны быть искоренены как можно скорее, и поблажки в этом деле недопустимы.

Нравы прошлых эпох – настоящий хоррор.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Из книги К. Калверт, «Дети в доме»: «Веками европейцы и американцы считали, что потребление алкоголя идет на пользу людям всех возрастов. Мясо и эль делают мужчин крепкими, и эль, безусловно,…

Изобретение традиции: Болонская система

Коммеморативные практики в европейских государствах модерна: «В 1988 г. Болонский университет отпраздновал свою 900-летнюю годовщину. Однако ни одно из исследований по истории средневековых университетов не обнаружило доказательств основания этого учебного…

You Missed

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 82 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 29 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 21 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 28 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 41 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 42 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?