В связи с актуализацией русской и православной философии после начала СВО часто стали упоминать кенозис Христа, кенотическое самоумаление и так далее. В википедии так объясняется, что это:
«Кенозис – христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти».
Такое определение внушает читателю ложную мысль, что этот термин признается всеми христианскими конфессиями, в первую очередь, православием. Это не так. Термин это протестантский, в православии раньше не использовался.
Павел Флоренский проанализировал эту категорию в отзыве о сочинении доцента Императорской Московской Духовной Академии А. Туберовского «Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии доплата)», Сергиев Посад, 1916, поданном в Совет Императорской Московской Духовной Академии на соискание степени магистра богословия.
Флоренский перечисляет уже в то время существовавшие аргументы против кенотизма, и показывает, что это учение не ортодоксальное, а протестантская попытка примирить христианство и позитивизм. По словам философа, «смысл кенотизма – в обеспечении свободы и автономии плоти от вторжений в нее трансцендентных сил и энергий. Он хочет лишить Бога права являться миру где бы то ни было, кроме назначенного для этой цели особого места – уединенного самосознания, откуда дальнейшее проявление Бога в мире будет совершаться не иначе как опосредствованное человеком; и притом хочет обеспечить себе, что никакого другого просвета в иной мир, кроме как чрез личности, нет и быть не может» (Флоренский, том 2, с. 207).
Личность от мира отделил Кант, и последовательно заявил, что и в личности никаких проявлений божества быть не может. Таким образом, кенотизм имеет смысл как первый этап преодоления кантианства, когда учение об автономной личности еще не ставится под сомнение, но хочется связать ее как-то с христианским религиозным опытом.
Православные же верят, что в Христе обитает вся полнота Божества телесно. Соединение Божественной и человеческой природы во всей их полноте, а не в умаленном или самоумаленном варианте – суть халкидонской христологии. Когда православные обсуждают кенотизм и кенотическую философию как сущность их веры и христианского мировоззрения, это говорит о том, что учение Канта об автономной личности, новое двести лет назад и опознаваемое как чужеродное еще Павлом Флоренским, стало философией по умолчанию для современных интеллектуалов.