Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

С пятого по восьмое сентября в Москве я приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках национальной литературной премии «Слово». Конференция объединила современных критиков из многих городов России, от Ханты-Мансийска до Калининграда, от Екатеринбурга до Луганска и Донецка, включая Москву и Санкт-Петербург.

Участники собрались для исследования современного литературного процесса, определения его ценностных векторов, а также роли критики в формировании российского мировоззрения и механизмов создания эстетического разнообразия и реагирования на культурные угрозы.
Работа на конференции проводилась по трем направлениям: «Молодой Пушкин: литература как средство развития целостной личности», «Современная русская литература: основные тенденции и имена», «Большой стиль: теория литературы и современный литературный процесс». На Московской книжной ярмарке, в Экспо-центре прошла творческая встреча «Книги в защиту русского мира: от Крымской весны до СВО», которую провели председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов и главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. В программе участвовали Ян Березкин, Елизавета Хапланова, Дмитрий Дарин, Светлана Размыслович. Я рассказала на встрече о луганской литературе 2014-2023 гг., и подчеркнула, как важен опыт литературы непризнанных республик Донбасса после начала СВО, когда темы и образы донбасских авторов становятся ближе и понятней новым читателям из всех страны, а также территорий, которые сейчас возвращаются в состав России.

В рамках конференции прошли публичные лекции, дискуссии, мастер-классы, круглые столы и презентации.

На круглом столе «Современная поэзия: теория и практика» я рассказала о четырех альманахах СП ЛНР, опубликованных в Луганске в 2016 – 2023 гг. Альманахи «Время Донбасса», «Воля Донбасса», «Выбор Донбасса» и «Вектор Донбасса» включают поэзию, прозу и драматургию. Остановившись на поэтической составляющей сборников, я подчеркнула, что перед читателем исторические документы, включающие стихи поэтов, которые воевали с 2014 года, а также ныне известных авторов, работающих в жанре военной поэзии после начала СВО, таких как Елена Заславская, Александр Сигида, Мария Ватутина, Марина Кудимова, Анна Ревякина, Анна Долгарева, Игорь Караулов, Юрий Юрченко и другие.

В рамках презентации современных авторов каждый критик подготовил краткий доклад о писателе, которого он считает значимой фигурой современного литературного процесса. 18 критиков рассказали о 18-ти авторах, которые живут и пишут сейчас: Анна Гумерова представила Сергея Лукьяненко, Александр Евсюков – Михаила Тарковского, Сергей Заяц – Владимира Крупина, Екатерина Стрельникова – Дмитрия Данилова, Михаил Кильдяшов – Александра Проханова, Ангелина Верещагина – Аллу Горбунову, Елена Сафронова – Леонида Юзефовича, Татьяна Сорокина – Александра Пелевина, Наталья Крылова – Захара Прилепина, Анна Харитонова – Алексея Варламова, Ксения Савина – Вячеслава Куприянова, Татьяна Филиппова – Александра Сегеня, Петр Свистунов – Марию Ватутину, Александр Рязанцев – Романа Сенчина, Николай Крижановский – Андрея Пиценко, Анастасия Чернова – Валентину Сидоренко, Илья Вершинин – Андрея Гвоздикова, Юрий Татаренко – Шамиля Идиатуллина, а я рассказала о луганской поэтессе Елене Заславской, авторе хита «Едут-едут БТРы» и поэмы «Новороссия гроз. Новороссия грёз».

Оценка творчества современных писателей проводилась по пяти формальным критериям: эстетическая новизна, богатство художественного мира, коммуникация с читателем, актуальность и популярность автора. Среди представленных писателей было всего два поэта, и один из них – из Луганска. Стихи рассмотренных авторов будут включены в проект учебника по современной литературе для вузов, над которым работают участники конференции.

В проекте «Молодой Пушкин» о развитии литературного таланта у творческой молодежи активно работала еще одна участница из Луганска – Лариса Бекрешева, член Межрегионального и Международного Союза писателей и мастеров искусств, поэт и переводчик.

Видео и отчеты с других мероприятий выкладываются на сайте премии «Слово» и в группе премии вконтакте.

По итогам конференции будет опубликован сборник материалов, разрабатывается проект журнала, посвященного исключительно литературной критике современных произведений, создается учебник современной русской литературы.

Конференция «Большой стиль» – первое в постсоветской России мероприятие, объединившее критиков из разных уголков страны. На конференции оформилось критическое сообщество, ставящее своей целью создание большого стиля в литературе, критического осмысления всех направлений современной словесности, не замкнутое в рамках конкретных союзов, а помогающее читателю увидеть всю картину современной литературы.

С Ларисой Бекрешевой в Центральном доме литераторов, 2024 год
В Экспо-центре на творческой встрече «Книги в защиту русского мира: от Крымской весны до СВО», 5 сентября 2024 года.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Войны памяти в XXI веке обсудят в Луганске

Необычное заседание Философского монтеневского общества состоится во вторник, 29 октября, начало в 14.00. ФМО и Библиотека Горького проводят Межрегиональный круглый стол ко Дню народного единства на тему «Историческая память – дорога в будущее: войны памяти в XXI веке (на примере России, Украины и Донбасса»).

«Русские ночи» и русская цивилизация

На заседании Философского монтеневского общества 16 октября обсудили роман Владимира Одоевского «Русские ночи». Заседание приурочено к юбилею мыслителя (220 лет со дня рождения). Докладчик Нина Ищенко рассказала об Одоевском как…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 46 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 20 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 17 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 15 views
Смотры невест как механизм согласования интересов