Должен ли философ жить по вере?

Несколько дней назад разные философские каналы с подачи Никиты Сюндюкова стали обсуждать важнейший со времен киников вопрос: должен ли философ жить согласно своей философии (https://t.me/hungryphil/3602). Греки считали, что кто не ходит босой и в рваном плаще, тот и не философ, то есть философа можно отличить от простых смертных чисто визуально, мгновенно и однозначно. В противовес этому Гегель заявил, что правильно мыслить можно в любой одежде, и это за две тысячи лет стало понятно любому. Однако же как вечный философский вопрос, и эта проблема возрождается снова и снова в каждом поколении.

Я со студентами разбираю этот вопрос на первом семинаре по философии. Ремарка в сторону: Фигаро говорил, что ежели принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, достойных быть слугами? А в нашей образовательной системе столько норм и требований, что много ли найдется преподавателей, достойных быть студентами?

Первокурсники должны знать ответ на этот дискуссионный вопрос, и моими усилиями они его знают. Мы на семинаре приходим к выводу, что поскольку суть философии – в критическом мышлении, единственная обязанность философа, против которой он не должен погрешать, это мыслить критически. Не делать подмен в угоду своим интересам, не манипулировать читателем, проверять и осмыслять все свои тезисы. Всё остальное (внешний вид, поведение в быту, моральные качества) – требования, оставшиеся от религий, из которых вышла философия. Христианский святой и мученик должен жить по вере. А философ должен мыслить рационально. Или уж как получается по мере сил.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

  • От ninaoft
  • 17 мая, 2025
  • 22 views
Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

Заливаться казенным шампанским

  • От ninaoft
  • 15 мая, 2025
  • 16 views
Заливаться казенным шампанским

Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 68 views
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 21 views
Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

Дионис против Аполлона: луганская версия

  • От ninaoft
  • 6 мая, 2025
  • 15 views
Дионис против Аполлона: луганская версия

Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

  • От ninaoft
  • 5 мая, 2025
  • 16 views
Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции