Как ничего не кончается

Книга Харальда Йенера «Волчье время. Германия и немцы: 1945-1955» – отличная работа по исторической антропологии. Книга о том, как жили немцы в первое послевоенное десятилетие, как разбирали завалы, где спали, чем питались, как добывали еду, как развлекались и так далее.

Третья глава «Великое переселение народов» посвящена людям без определенного места жительства. В 1945 году таких в Германии было несколько категорий: бывшие узники тюрем и лагерей; люди, угнанные в рабство с восточных территорий; немцы, депортированные из новых национальных государств, желающих отплатить Германии за все беды и обиды военного времени, как Польша и Чехословакия. Это не говоря уже о беженцах из разрушенных городов внутри национальной территории, не имеющих жилья, работы и имущества. В некоторых регионах Германии такие люди составили половину населения. По большей части они вызывали недоброжелательное отношение местных, которым не нравились другие нравы, языки, стиль общения, да и просто множество нищих людей в их городах и деревнях, при том что переселенцев оккупационные власти в зависимости от категории расселяли по домам местных жителей под дулом автомата.

Первые две категории хотя бы предположительно ставили себе цель вернуться домой. Их возвращение затягивалось, затруднялось и часто было невозможно в послевоенном хаосе. В результате многие узники лагерей оставались с этих самых лагерях, а солдаты союзников из соцработников быстро превратились в охрану из-за роста криминала и естественных проблем в такой ситуации.

«Несмотря на все интеграционные успехи, последние большие лагеря для переселенцев освободились лишь к 1966 году. До этого миллионы несчастных изгнанников годами жили в бараках из гофрированного железа по двадцать человек в одной комнате. Они жили в переоборудованном концентрационном лагере Дахау и других бывших филиалах преисподней, хоть и в несравненно более приятных условиях, чем их предшественники, – что, впрочем, не помешало им поднять бунт в Дахау осенью 1948 года».

Представление о том, что какое-то символическое действо обнулит всю предыдущую жизнь и мгновенно решит все проблемы, – яркий признак магического мышления. И Победа для нас, и страшное поражение для немцев не стали концом. Всё только началось. Об исторической антропологии советской послевоенной жизни я бы тоже почитала.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

Барочный цикл Нила Стивенсона – утешение новогодних каникул. Хороший, качественный исторический роман. Первые три книги называются «Ртуть». Ртуть – это и прозвище человека, и алхимическая ртуть, и деньги, циркулирующие по…

Боевые кельты в каспийском Гибралтаре

Необычные сюжеты революционных фронтиров. Из монографии Сергеева «Как уже говорилось в одной из предыдущих глав, главной опорной базой влияния англичан на Среднем Востоке являлся Мешхед, где с середины 1918 г.…

You Missed

Праздничное

  • От ninaoft
  • 20 января, 2025
  • 9 views
Праздничное

Сериал «Преступление и наказание» (2024)

  • От ninaoft
  • 19 января, 2025
  • 11 views
Сериал «Преступление и наказание» (2024)

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

  • От ninaoft
  • 17 января, 2025
  • 12 views
Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Памятник Шевченко в центре Луганска

  • От ninaoft
  • 16 января, 2025
  • 30 views
Памятник Шевченко в центре Луганска

Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

  • От ninaoft
  • 15 января, 2025
  • 23 views
Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

Сериал о Раскольникове

  • От ninaoft
  • 13 января, 2025
  • 20 views
Сериал о Раскольникове