Как ничего не кончается

Книга Харальда Йенера «Волчье время. Германия и немцы: 1945-1955» – отличная работа по исторической антропологии. Книга о том, как жили немцы в первое послевоенное десятилетие, как разбирали завалы, где спали, чем питались, как добывали еду, как развлекались и так далее.

Третья глава «Великое переселение народов» посвящена людям без определенного места жительства. В 1945 году таких в Германии было несколько категорий: бывшие узники тюрем и лагерей; люди, угнанные в рабство с восточных территорий; немцы, депортированные из новых национальных государств, желающих отплатить Германии за все беды и обиды военного времени, как Польша и Чехословакия. Это не говоря уже о беженцах из разрушенных городов внутри национальной территории, не имеющих жилья, работы и имущества. В некоторых регионах Германии такие люди составили половину населения. По большей части они вызывали недоброжелательное отношение местных, которым не нравились другие нравы, языки, стиль общения, да и просто множество нищих людей в их городах и деревнях, при том что переселенцев оккупационные власти в зависимости от категории расселяли по домам местных жителей под дулом автомата.

Первые две категории хотя бы предположительно ставили себе цель вернуться домой. Их возвращение затягивалось, затруднялось и часто было невозможно в послевоенном хаосе. В результате многие узники лагерей оставались с этих самых лагерях, а солдаты союзников из соцработников быстро превратились в охрану из-за роста криминала и естественных проблем в такой ситуации.

«Несмотря на все интеграционные успехи, последние большие лагеря для переселенцев освободились лишь к 1966 году. До этого миллионы несчастных изгнанников годами жили в бараках из гофрированного железа по двадцать человек в одной комнате. Они жили в переоборудованном концентрационном лагере Дахау и других бывших филиалах преисподней, хоть и в несравненно более приятных условиях, чем их предшественники, – что, впрочем, не помешало им поднять бунт в Дахау осенью 1948 года».

Представление о том, что какое-то символическое действо обнулит всю предыдущую жизнь и мгновенно решит все проблемы, – яркий признак магического мышления. И Победа для нас, и страшное поражение для немцев не стали концом. Всё только началось. Об исторической антропологии советской послевоенной жизни я бы тоже почитала.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Царицы и царевны в бурные времена

Книга издательства МГУ «Русские царицы и царевны XVII века», авторы Л. Е. Морозова, А. В. Демкин, относится к исторической антропологии. Портреты царских жён, вдов, сестер даются на фоне не только…

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Из книги К. Калверт, «Дети в доме»: «Веками европейцы и американцы считали, что потребление алкоголя идет на пользу людям всех возрастов. Мясо и эль делают мужчин крепкими, и эль, безусловно,…

You Missed

Прогулка по Севастополю

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 32 views
Прогулка по Севастополю

Конференция «ДНК России»: вручение наград

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 43 views
Конференция «ДНК России»: вручение наград

Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 54 views
Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море

Прогрессоры как колонизаторы

  • От ninaoft
  • 11 октября, 2024
  • 25 views
Прогрессоры как колонизаторы

Царицы и царевны в бурные времена

  • От ninaoft
  • 3 октября, 2024
  • 28 views
Царицы и царевны в бурные времена

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

  • От ninaoft
  • 2 октября, 2024
  • 37 views
Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи