В недавнем посте Евгений Шатун Николаев пишет, что раздел России по национальным границам заложен ещё в имперский период в названиях территорий в титулатуре императора, типа царь Грузинский и Польский, а большевики этот распад предотвратили (https://t.me/Evnshatun/5950). Такие идеи появляются, если спроектировать в прошлое ситуацию настоящего, но они не подтверждаются источниками.
Россия до революции не была национальным государством. В этом и заключалась ее отсталость. Идея национального государства — подарок прогрессивной Европы отсталым народам мира, она сформулирована в трудах просветителей и националиста Руссо, реализована во время Великой французской революции 1789 года, а в России небезосновательно считалась подрывной и губительной для империи.
Националистические идеи начинают играть более-менее заметную роль в России во второй половине XIX века. Попытки власти национализировать империю — это царствование Александра III и Николая II, общественные движения за русское национальное государство — это начало ХХ века, черносотенцы. До этого таких идей в официальной бюрократической символике не было и быть не могло.
Жители Российской Империи — не граждане национального государства, а подданные династии Романовых. Что не все эти подданные русские и православные, это само собой разумеется. Что императору подчиняется Польша (одна из первых стран, кроме Франции, воспринявших идеи Руссо), будущее национальное государство, является позитивным моментом для династии — она может объединить разные окраины и погасить раздоры, которые тогда не описывались как национальные и в восприятии общества не были национальными. То же самое с немецкими корнями правящей династии. Претензия империи на универсальность не «мы русские», а «мы православные». Немецкие принцессы переходили в православие, и проблема была решена. Обвинять наших царей, принимавших под свою руку другие народы, что они не предвидели национального сепаратизма, всё равно что упрекать Цезаря, что он не использовал танки. Национализм — поздняя идеология, хоть и естественная для нас сейчас.
Что касается большевиков и остальных революционеров, расчленение России на национальные государство прописано ещё в проектах декабристов, предусматривалось в первой программе «Земли и воли» в 1876 году (https://t.me/historiographe/15362) и было одной из явных целей Ленина (https://t.me/historiographe/14890). При таких исходных данных после века борьбы с самодержавием видеть в революционерах собирателей земли Русской современники могли с тем же основанием, что мы в Зеленском — защитника православия. Большевики сделали то, о чем говорили сто лет. Результаты этого мы пожинаем сейчас.