Империя и конец света

После начала СВО некоторые современные философы стали писать о событии 24 февраля 2022 года как об эпохальном и переломном, начале новой эры, утверждении новой русской цивилизации, смене мирового порядка, конце истории и начале Апокалипсиса. Первым в этом ряду является Александр Дугин, в текстах которого можно встретить такие выражения как «Украина — территория Армагеддона» и «эсхатологический и апокалиптический аспект СВО».

Человечество в ХХI веке уже было свидетелем одной новой эры. Именно так американское общество реагировало на падение башен-близнецов, так называемое «9/11». Это объявлялось беспрецедентным событием в мировой истории, концом эпохи постмодерна и началом новой эры и вызвало взрыв американского патриотизма. Со стороны, из России, это смотрелось странно и смешно. Почему столько шума по поводу теракта в мире, где теракты происходят каждый день? Нужно было делать усилие, чтобы вспомнить о сакральном статусе этого события для американской нации.

Известный своей смелостью и нестандартным мышлением американский историк Хайден Уайт написал в книге «Практическое прошлое», что оценка события как небывалого в истории подразумевает целую систему взглядов на историю: что такое история, что в ней возможно, а что нет, что считать нормальным историческим событием, а что нарушением естественного порядка вещей, и так далее. «Была ли атака на башни-близнецы 11 сентября 2001 года совершенно новым видом события, эмблематическим для новой эпохи и, следовательно, парадигматическим для новой категории исторических событий, доселе невообразимых и поэтому требующих новых принципов объяснения для своей контекстуализации? Или же это было событие, которое просто оказалось неожиданным для Соединенных Штатов, то есть оно было невообразимо в определенном контексте?»

Эти соображения можно применить и к оценке СВО. Эсхатологический контекст существует в коллективном сознании определенных социальных групп и больше говорит об этих группах, чем о реальности. Приграничная война в империи — обычное дело, и имперскими народами обыкновенно не воспринимается как конец света. Объявляя не священную войну, а военную операцию, наш президент здесь продемонстрировал имперское мышление, а философ Дугин — нет.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 52 views
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 16 views
Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

Дионис против Аполлона: луганская версия

  • От ninaoft
  • 6 мая, 2025
  • 12 views
Дионис против Аполлона: луганская версия

Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

  • От ninaoft
  • 5 мая, 2025
  • 13 views
Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

Веня Дркин в Горловке и Луганске

  • От ninaoft
  • 4 мая, 2025
  • 28 views
Веня Дркин в Горловке и Луганске

Нехристианская мистика Серебряного века

  • От ninaoft
  • 28 апреля, 2025
  • 28 views
Нехристианская мистика Серебряного века