Империя и конец света

После начала СВО некоторые современные философы стали писать о событии 24 февраля 2022 года как об эпохальном и переломном, начале новой эры, утверждении новой русской цивилизации, смене мирового порядка, конце истории и начале Апокалипсиса. Первым в этом ряду является Александр Дугин, в текстах которого можно встретить такие выражения как «Украина — территория Армагеддона» и «эсхатологический и апокалиптический аспект СВО».

Человечество в ХХI веке уже было свидетелем одной новой эры. Именно так американское общество реагировало на падение башен-близнецов, так называемое «9/11». Это объявлялось беспрецедентным событием в мировой истории, концом эпохи постмодерна и началом новой эры и вызвало взрыв американского патриотизма. Со стороны, из России, это смотрелось странно и смешно. Почему столько шума по поводу теракта в мире, где теракты происходят каждый день? Нужно было делать усилие, чтобы вспомнить о сакральном статусе этого события для американской нации.

Известный своей смелостью и нестандартным мышлением американский историк Хайден Уайт написал в книге «Практическое прошлое», что оценка события как небывалого в истории подразумевает целую систему взглядов на историю: что такое история, что в ней возможно, а что нет, что считать нормальным историческим событием, а что нарушением естественного порядка вещей, и так далее. «Была ли атака на башни-близнецы 11 сентября 2001 года совершенно новым видом события, эмблематическим для новой эпохи и, следовательно, парадигматическим для новой категории исторических событий, доселе невообразимых и поэтому требующих новых принципов объяснения для своей контекстуализации? Или же это было событие, которое просто оказалось неожиданным для Соединенных Штатов, то есть оно было невообразимо в определенном контексте?»

Эти соображения можно применить и к оценке СВО. Эсхатологический контекст существует в коллективном сознании определенных социальных групп и больше говорит об этих группах, чем о реальности. Приграничная война в империи — обычное дело, и имперскими народами обыкновенно не воспринимается как конец света. Объявляя не священную войну, а военную операцию, наш президент здесь продемонстрировал имперское мышление, а философ Дугин — нет.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Как недавно говорил Алексей Миллер, постколониальные исследования – это наука, тут есть о чем дискутировать, и это часто бывает интересно. Деколонизация же – это идеология, обосновывающая претензии некоторых групп на…

Украинская политическая нация

В монографии об Украине заметно спутывание понятий политической и органической нации, как часто бывает в этом вопросе. Украинцы – политическая нация, то есть политический проект. Украинцы – это сторонники украинской…

You Missed

Сериал «Преступление и наказание» (2024)

  • От ninaoft
  • 19 января, 2025
  • 6 views
Сериал «Преступление и наказание» (2024)

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

  • От ninaoft
  • 17 января, 2025
  • 9 views
Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Памятник Шевченко в центре Луганска

  • От ninaoft
  • 16 января, 2025
  • 26 views
Памятник Шевченко в центре Луганска

Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

  • От ninaoft
  • 15 января, 2025
  • 19 views
Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

Сериал о Раскольникове

  • От ninaoft
  • 13 января, 2025
  • 15 views
Сериал о Раскольникове

Украинская политическая нация

  • От ninaoft
  • 12 января, 2025
  • 21 views
Украинская политическая нация