Теорию Каливаса о решающей роли контроля для победы в гржданской войне можно применить и к СВО. Как уже было не раз замечено, наша пропаганда и гражданское общество работают на обработку в первую очередь своей же аудитории, а не противника. В случае же, если идет работа на целевую аудиторию по ту сторону фронта, это получается совершенно непродуктивно.
Большинство текстов этого рода строятся на высмеивании каких-то реалий украинской жизни или на демонстрации их несовместимости с представлениями авторов о цивилизации, прогрессе и европейской культуре. Целевая аудитория – гражданские на Украине, не чиновники и не военные, не те, кто может применять насилие, а те, к кому оно применяется. Подразумевается, что украинцы, прочитав эти насмешки, осознают, что их государственность какая-то ущербная, очень смешная в глазах некоторых журналистов по ту сторону фронта, и предпримут конкретные действия, чтобы российским журналистам и блогерам не было так смешно. Например, выйдут свергать Зеленского или убегут с фронта. Между тем у Зеленского есть полиция и СБУ, а на фронте – военная полиция и вооруженные люди, поддерживающие украинский политический проект. Мнение российских блогеров должно быть так ценно для украинцев, что они легко пренебрегут смертельной опасностью и рискнут жизнью, лишь бы их не высмеивали патриотические телеграм-каналы.
Это такой запредельный уровень отрыва от реальности, что остается поражаться, чем держится наш когнитивный фронт.