Теория Каливаса о насилии в гражданской войне позволяет объяснить и случаи насилия в безопасных зонах (первой, третьей и пятой, https://t.me/ninaofterdingen/11422). Под ударом оказываются маргиналы – чужаки, люди с низким социальным статусом, не имеющие семьи, то есть те, за кого никто не будет мстить. Этих людей убивают и в безопасных районах. Это еще один фактор, наряду с описанием ситуации в третьей зоне (https://t.me/ninaofterdingen/11423), который показывает, что насилие в конкретной местности является не полностью внешним, а в значительной мере определяется отношениями внутри общины.
Каливас тут противоречит Карлу Шмитту, который считает, что во время гражданской войны происходит политизация личной жизни. С 2014-го и с 2022-го года мы все видели много очевидных примеров такой политизации. Может, они так же очевидны, как и вращение Солнца вокруг Земли, и за этой очевидностью стоит что-то другое? Каливас утверждает, что в ходе гражданской войны происходит в первую очередь приватизация политики: политические идеи и главное, вооруженные сторонники политических сил используются людьми для решения своих личных проблем, вызванных ситуацией в их локальном сообществе. Стремительные карьеры на патриотизме как на Украине, так и в России, дают нам примеры приватизации политики.
Каливас исследовал деревни, где все всех знают. В городах, где малые социальные группы другие и большинство людей не знакомы лично, ситуация должна быть более сложной. Показательные казни имеют смысл в отношении публичных людей и госслужащих. Вычислить тех, кто сотрудничает с врагом, более сложно, как и найти гражданских, владеющих информацией, чей нейтралитет нужно сломать. Из общих соображений ясно, что фокус внимания нужно переносить на структуры государственного управления, но это пока только гипотеза. Исследований по этой теме, таких же обстоятельных, очень не хватает.