Мифы о французской революции – находка для имиджелогии

Теда Скочпол внесла свой вклад в проверку тех мифов о французской революции, которые создал еще Карл Маркс, а советское образование инсталлировало в сознание до уровня «все это знают» даже у наших современников. Один из них заключается в том, что французская революция положила начало процессу либерализации мира и стала началом победы капитализма в мировом масштабе. Теда Скочпол показывает, что оба этих мифа ложны.

Либеральное правительство во Франции существовало в 1789-1792 гг., а потом сменилось централизованным государством, гораздо более сильным и бюрократизированным, чем при старом режиме, с более жесткой цензурой и контролем. Если либерализации не произошло во Франции, где имела место сама революция, каков механизм распространения этого явления в другие страны мира? Вообще не видно.

Победа капитализма во Франции тоже более чем проблемна. Флагманом капитализма в Европе в XVIII-XIX вв. была промышленность, во Франции же промышленность так и не вышла в лидеры после революции и заняла более-менее заметное место только в конце XIX в. Основой капитала был аграрный сектор и торговля, что лежит совсем в стороне от магистральной линии развития капитализма и в то же время плавно продолжает процессы, идущие во Франции до Революции. Никаких резких скачков и начала чего-то кардинально нового.

Я бы сказала, что если Французская революция и стала рубежом в глобальной либерализации и распространении капитализма, то причиной послужила не экономическая и политическая реальность постреволюционной Франции, а образ Революции, возникший в европейских странах и распространившийся по всему миру. Сознание определило бытие в самом наглядном и любимом примере марксистов.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 103 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 66 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира