Теда Скочпол внесла свой вклад в проверку тех мифов о французской революции, которые создал еще Карл Маркс, а советское образование инсталлировало в сознание до уровня «все это знают» даже у наших современников. Один из них заключается в том, что французская революция положила начало процессу либерализации мира и стала началом победы капитализма в мировом масштабе. Теда Скочпол показывает, что оба этих мифа ложны.
Либеральное правительство во Франции существовало в 1789-1792 гг., а потом сменилось централизованным государством, гораздо более сильным и бюрократизированным, чем при старом режиме, с более жесткой цензурой и контролем. Если либерализации не произошло во Франции, где имела место сама революция, каков механизм распространения этого явления в другие страны мира? Вообще не видно.
Победа капитализма во Франции тоже более чем проблемна. Флагманом капитализма в Европе в XVIII-XIX вв. была промышленность, во Франции же промышленность так и не вышла в лидеры после революции и заняла более-менее заметное место только в конце XIX в. Основой капитала был аграрный сектор и торговля, что лежит совсем в стороне от магистральной линии развития капитализма и в то же время плавно продолжает процессы, идущие во Франции до Революции. Никаких резких скачков и начала чего-то кардинально нового.
Я бы сказала, что если Французская революция и стала рубежом в глобальной либерализации и распространении капитализма, то причиной послужила не экономическая и политическая реальность постреволюционной Франции, а образ Революции, возникший в европейских странах и распространившийся по всему миру. Сознание определило бытие в самом наглядном и любимом примере марксистов.