
Известный русский религиозный философ Павел Флоренский интересовался разными вещами. В числе прочего у него есть небольшой текст о частушках – предисловие к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда.
Анализируя структуру частушки, Флоренский пишет, что она очевидно двухчастная: первая часть – описание природы, вторая – чувств лирического героя:
Быстра реченька течет,
Куда она торопится?
С милым кончена любовь,
Назад уж не воротится.
Лирическим героем может быть и парень, и девушка. Частушки о любви содержат огромный спектр эмоций: любовь взаимная, невзаимная, счастливая, несчастливая, ревность, измена, прощение и многое другое.
Представление о том, что частушки рисуют грубого индивида с неразвитыми чувствами, Флоренский полностью опровергает и делает следующий вывод: и своей структурой (природа плюс эмоция), и многообразием самых тонких чувств частушка более всего похожа на японские хайку. Зарождение обоих жанров в крестьянской среде только усиливает сходство.
Так что наряду со странными этимологиями у Флоренского есть и интересные идеи.