Женщины и традиция у хиппи

В книге «Цветы, пробившие асфальт» немецкая исследовательница устной истории Юлиане Фюрст обобщает результаты 135 интервью с хиппи 1960-1980-х гг. Все эти интервью были сделаны до того, как респонденты умерли или вышли в Интернет, где воспоминания активно переписываются под влиянием комментариев, уточняющих вопросов, воспоминаний других людей. Кроме того, они были сделаны до 2014 года, который расколол хиппи по вопросу Крыма, России и Украины. Таким образом, автор получила доступ к информации, которой нет больше нигде. В книге дается история движения хиппи в СССР, материал разбит по темам «Идеология», «Кайф», «Материальное», «Безумие», «Герла», приводится много фотографий. Книга отличная, рекомендую.

Вопросам феминизма и отношения к женщинам среди хиппи посвящен последний раздел «Герла». Показано, что хотя идеология хиппи – свобода для всех, хиппи были пространством прежде всего мужской социализации. Статус девушки однозначно и жестко зависел от статуса мужчины, который привел ее в сообщество. Лидеры сообщества – только мужчины. Основная социальная роль девушки – быть символической наградой статусному мужчине.

Эту идею Фюрст иллюстрирует интересным наблюдением. В интервью с подавляющим большинством московских хиппи часто появляется Света Барабаш, Офелия. Она всегда выступает в активной роли и наиболее полно воплощает идеалы сообщества. Второго такого влиятельного человека, судя по опросам, просто не было. На прямой вопрос интервьюера, была ли Офелия духовным лидером хиппи, все однозначно отвечают «нет, ни в коем случае, да ты что», и начинают вспоминать как духовных лидеров каких-то парней, которые раньше в рассказе могли вообще не присутствовать. Основная идея – духовным лидером сообщества хиппи просто не может быть женщина, причем идею эту разделяют и мужчины, и женщины. В этом отношении хиппи полностью разделяли традиционные ценности советского общества и даже, я бы сказала, советской деревни. В городе к тому времени уже появились какие-то пространства, где женщины могли самореализоваться не в таких жестких рамках, но только не в сообществе хиппи.

Кроме того, ценности хиппи, идеализирующие детство (дети-цветы) или как минимум молодость, не предлагают никаких моделей поведения для женщин пожилых, старых, женщин с детьми. Только молодая девушка и свободная любовь. Вышедшие за эти рамки не могут остаться в сообществе ни на каких позициях и исключаются полностью. Идеология свободы диалектически приводит к нетерпимости, Гегель бы порадовался.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Нехристианская мистика Серебряного века

  • От ninaoft
  • 28 апреля, 2025
  • 5 views
Нехристианская мистика Серебряного века

«…Зато читал Адама Смита»

  • От ninaoft
  • 27 апреля, 2025
  • 14 views
«…Зато читал Адама Смита»

Биополитика в сталинском СССР

  • От ninaoft
  • 27 апреля, 2025
  • 19 views
Биополитика в сталинском СССР

Платонизм и концлагеря

  • От ninaoft
  • 26 апреля, 2025
  • 18 views
Платонизм и концлагеря

Новые приключения Данте в Амазонии и антропологии

  • От ninaoft
  • 26 апреля, 2025
  • 18 views
Новые приключения Данте в Амазонии и антропологии

Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации

  • От ninaoft
  • 20 апреля, 2025
  • 64 views
Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации