
Стихотворение Бродского «Представление» (https://lib.ru/BRODSKIJ/present.txt) очень кинематографично и идеально передает дух позднесоветского времени. Такой тик-ток времен перестройки, только словами.
Все элементы советской идеологии и советской культуры, как русской, так и общеевропейской, как коммунистической, так и потребительской, перемешаны и слеплены в произвольных комбинациях, так что получаются неживые големы, мертвые, но активные и экспансивные. Люди дегуманизируются:
Знак допроса вместо тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга – запятая.
Вместо горла – темный вечер. Вместо буркал – знак деленья.
Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Деконструкция всего живого, напротив, нескончаема и останавливается только искусственно:
Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!
Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида!
Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,
хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.
Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,
кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?
Это постмодерн как он есть в его разрушительной ипостаси. Как всегда, для современника золотой век (в данном случае золотой век СССР) ощущается совсем иначе, чем для тех, кто конструирует миф об СССР сейчас.
Неудивительно, что девяностые были таким адом. Удивительно, как в этом аду смог появиться Веня Д’ркин, яркий и живой, умеющий использовать технику постмодерна, чтобы показать божественный образ в повседневности.