В сборник «Балалайка – музыкальный символ России» вошла моя статья «Балалайка в эпоху СВО».
Книга вышла в издательстве «Скифия» в Санкт-Петербурге под редакцией Евгения Лукина, имеет подзаголовок «Сборник произведений российских соотечественников». В сборник вошли произведения двадцати восьми писателей из России, Австрии, Индии, Италии, Казахстана, Киргизии, Китая, Латвии, Мальты и Перу. В книге есть как стихи, так и прозаические очерки. Именно в Петербурге в 1888 году состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством Василия Андреева, и сегодня, полтора века спустя, в Петербурге публикуется книга о балалайке, посвященная легендарному русскому символу.
В своей статье я размышляю о том, что именно символизирует балалайка сейчас, во время войны, и отталкиваюсь от стихотворения Игоря Ефремова «Рекорд на балалайке» (есть в сети в исполнении автора). Автор задается вопросом, нормально ли ставить рекорды на балалайке во время тяжелой войны, и дает на него однозначно отрицательный ответ. Я же стараюсь показать, что ситуация сложнее.
Балалайка – двойственный символ, постоянно мерцающий: то ли это символ этнической великорусской культуры, отсталой по сравнению с прогрессивным двадцатым веком, то ли это символ России как таковой, то есть империи в любом ее варианте включая СССР. Эта двойственность сохраняется и в наши дни, вызывая разную реакцию.















