Аналитическая философия, возникшая в ХХ веке в Англии, настаивает на своей логичности и строгости, по каковым параметрам она превосходит все другие философские направления. Тем удивительней роль интуиции в аналитической философии.
Джеймс Андоу посчитал употребление термина «интуиция» в четырех английских журналах по философии за сто лет, и оказалось, что количество статей, где употребляется этот термин возросло в два-три раза, и достигает в первом десятилетии XXI века 80 процентов. Кроме того, аналитические философы прямо заявляют, что их выводы строятся на интуиции.
Интуиция проявляется в странных мысленных экспериментах, которые сами по себе уже составляют целое направление. Самым известным из этих экспериментов является эксперимент с троллейбусом: куда должен повернуть водитель троллейбуса, на путь, где он убьет пять человек или на другой, где погибнет только один? Существует столько вариантов дилеммы троллейбуса, что они получили название троллеология (trolleyology).
Отвечая на такой вопрос, аналитический философ обычно говорит «мы»: мы очевидно выберем, мы интуитивно предпочтем и так далее. Но кто такие эти мы, крайне редко говорится прямо. В тех случаях, когда такое происходит, оказывается, что мы – это компетентные носители английского языка. (Странное определение в данном контексте, но это дань языковым играм и лингвистическому повороту первой половины ХХ века, заметному этапу в аналитической философии.)
Однако даже к этому определению сразу же возникают вопросы. Почему именно вы – компетентные носители английского языка? На английском говорят сотни миллионов человек, вы их спрашивали, считают ли они именно вас компетентными или уполномочат кого-то другого, например, филологов, поэтов или сельских жителей, не испорченных цивилизацией? Не говоря уже о том, что есть и другие языки, кроме английского.
«Мы» может конструироваться массой разных способов. Интуиция в этом случае означает просто нормы, принятые в той группе, которая выступает как «мы». Если философ ссылается на интуицию, то он принимает эти нормы без размышления и анализа, так как они есть, не пытаясь обосновать их рационально, а апеллируя к своему кругу, который уже сложился и понимает всё без объяснений. А всем остальным, с другим мы и другой интуицией, заявляется, что они субъективны и не понимают аналитической философии.
Это для философии шаг назад, отказ от рациональности, деградация.
В XXI веке это начинаются понимать сами западные философы. Появляются книги с критикой интуиции в аналитической философии, а также возникла экспериментальная философия – опросы разных людей и эмпирическое выяснение, что они на самом деле думают. Пережив небольшой всплеск в нулевые годы, экспериментальная философия сошла на нет. А аналитическая продолжает занимать ведущие позиции в мире.
По книге Christoph Schuringa ‘A Social History of Analytic Phlosophy’.






