Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях Хёйзинга – высокомерный идиот, которого читать невозможно, мне было неприятно обращаться мыслью к его достижениям и признавать его заслуги, но приходится это сделать. Он переоткрыл конфуцианский ритуал как основу общественной жизни, и сумел привлечь к этому внимание всех последующих философов.

Если в России Великая Отечественная война была экзистенциальной, то есть шла за выживание, то в Европе нацисты потрясли всех по большей части нарушением ритуалов, и то не всех.

В фильме «Мари-Октябрь» бывшие участники группы Сопротивления вспоминают события 15-летней давности. 21 августа 1944 года гестапо нагрянуло в штаб-квартиру отряда, всем членам удалось сбежать, кроме командира, которого застрелили. Штаб-квартира находилась в поместье, где проживал помещик, участник группы, и его кухарка, которая жила в семье много лет. Она и 15 лет спустя готовит ужин. Как прямо говорят участники истории, ни кухарку, ни хозяина не арестовывали и не допрашивали. Всем участникам удалось спастись от страшной немецкой разведки, просто выбежав в парк.

Сразу возникает вопрос: как такое вообще могло произойти? У немцев было три ниточки: предатель, который выдал группу, хозяин поместья, проживающий там постоянно, и его кухарка, которую элементарно было спросить, кто приходил к хозяину. Ничего из этого не было сделано. Правда, 25 августа союзники взяли Париж, но и за четыре дня многое можно успеть. Что помешало допросить их всех уже 21 августа?

Видимо, лучшие кадры были у Шелленберга в Берлине. Штирлиц искал пропавший ФАУ, а на парижскую разведку не хватило людей, которые могли бы мыслить нестандартно и ломать правила игры. Обычные смертные откуда-то знают, что нельзя арестовывать стареньких кухарок, которые живут в старинном поместье сорок лет. Это как-то не приходит к голову, как хозяйке такого поместья не придет в голову упомянуть кухарку, когда человек ее круга спросит, есть ли сейчас кто-то дома. Великая сила ритуала. Человек играющий.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Этика без религии

В эпоху Просвещения появилась идея, которую полнее всех выразил Кант, что возможна этика и без религии, и конкретно христианская этика без христианской религии. Все люди взрослые и адекватные, и так…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира