Аскеладд как Золушка

Я не хотела, но эта тема в последних сериях явно педалируется! Очередная демонстрация безграничного своеобразия японской межкультурной оптики.

Аниме-сериал «Сага о Винланде» – один из лучших, просмотренных за последнее время. Исторический, по реальным событиям, с опорой на исландские и норвежские саги, естественно с японским специфическим восприятием чужих реалий, но очень хороший. Жесткий и жестокий. Мне его посоветовали как взгляд с другой стороны после моего отзыва о «Тайне Келлс», где викинги воплощают все ужасы мира. Так вот, в «Саге о Винланде» со своей стороны викинги показаны такими же кровожадными и бесчеловечными, как и мультфильме про Ирландию, которая подвергалась их набегам.

Действие происходит в начале XI века. Винланд – Америка – выступает в саге как регулятивный принцип в философии Канта: к нему стремятся, но его не достигают. Весь сериал посвящен набегам викингов-данов на деревни и города в нынешней Англии. Среди реальных исторических персонажей помимо Лейфа Эйриксона и Торкеля Длинного в фильме действуют король Свен Вилобородый и принц Кнут, будущий Кнут Могучий, хотя в фильме о нем такого и не подумаешь. Однако центральным персонажем является викинг Аскеладд.

Предводитель отряда данов, вождь и воин, умный и жестокий, потомок викингов и короля Артура, всё в одном и всё в превосходной степени. В последних сериях внезапно начинает рассказывает о своем детстве, хотя никто его об этом и не просил.

И тут выясняется, что детство Аскеладда было тяжелым и бедным, он делал самую грязную работу в огромном богатом поместье своего отца, а конкретно выгребал золу из печи в кузне. Поскольку мальчик постоянно возился с золой, его назвали «Аскеладд», что значит «Покрытый золой», то есть фактически Золушка.

Отношения Аскеладда с отцом явно из другого сюжета, а вот отношения с Принцем снова из сказки Перро, только инвертированные: не Золушка предстает красавицей, испытывающей чудесное превращение под действием потусторонних сил, а Принц. Кнут – красавец, которого не раз принимают за девушку, и в конце фильма он переживает просветление (было слышно в оригинале слово «сатори»), после которого становится истинным королем Кнутом Могучим.

Только японцы могут поместить такое содержание в такую форму. Этот случай для меня стал в один ряд с Эдипом-драконом из «Эха террора» и Гамилькаром Баркой из «Последнего изгнанника».

08.02.2021

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *