Когда в Луганске в 2017 году публиковался третий сборник ФМО «Донбасс в огне» (http://oduvan.org/chtivo/books/donbass-v-ogne-izdanie-2/), посвященный столетию революции и охвативший два периода военных событий в Донбассе, разделенные одним веком, в Москве в это время вышел «Русский сборник XXII», посвященный 1917 году (http://ostkraft.ru/ru/books/67).
Это книга по истории, охватывающая как революционные события в России, так и первую мировую войну. В книге есть переводы западных авторов, Доминика Ливена и Дэвида Схиммельпеннинка ван дер Ойе (именно). Их статьи посвящены Первой мировой войне, которая на Западе называется Великой и известна гораздо больше, чем Вторая.
Кроме того, в сборнике есть работы современных русских историков, посвященные ситуации на фронте и в тылу, партийной борьбе в столице и международной ситуации. Рассмотрим кратко самые интересные моменты.
Русская армия и флот в 1917 году
Состояние в русской армии в 1917 году анализирует О. Р. Айрапетов, и приходит к выводу, что в Первую мировую войну Россия вступила с хорошо подготовленной армией, которая по большей части полегла на полях сражений. Армия 1914 и армия 1917 – это совершенно разный человеческий материал. В связи с этим вспоминается «Сентиментальное путешествие» Виктора Шкловского, который встретил 1917 год в той части русской армии, которая находилась в Персии. Он рисует картину такого морального разложения и полной аномии, как будто гражданская война бушует уже не первый год, все моральные опоры рухнули и человек полностью проиграл в всех экзистенциальных битвах, хотя ведь самое тяжелое время еще даже не начиналось. Однофакторные объяснения тут явно не работают.
Отличный текст Д. Ю. Козлова о борьбе за Моонзундские острова в 1917 году. Книгу Пикуля я читала, но ничего не помню, а фильм с Меньшиковым смотрела отрывками, и тоже сюжет не уловила. Благодаря статье Д. Ю. Козлова сориентировалась в этом вопросе. Немецкое командование считало операцию «Альбион» по захвату Моонзундских островов очень важной и успешной, она описана в руководствах, и осталось много мемуарной литературы непосредственных участников с немецкой стороны, которая в научный оборот на русском языке еще не введена.
Ленин тогда же в 1917 году высказал мысль, что русская буржуазия сговорилась с немцами и готова была привести их в Петроград для уничтожения русской революции. Ясно, что эта идея была ведущей в советский период, и воспоминания участников подгонялись под этот стандарт (интересно, как Пикуль подает этот момент). Автор статьи показывает также, что представление западных авторов о полной неизвестности Великой войны в российской науке не опирается на источники, что не мешает этой идее жить и процветать, даже на страницах того же самого Русского сборника XXII (http://ostkraft.ru/ru/books/67).
Партийная борьба в 1917 году
Как человек, переживший торжество демократии в 1991 году, я не могу серьезно относиться к плюрализму партий и считать многопартийность важным фактором чего бы то ни было продуктивного. Мое впечатление от демократического многообразия, последовавшего за февральской революцией, лучше всего передает сцена из вторых «Неуловимых мстителей», когда Валерка провоцирует драку в кафе во время исполнения гимна. Русский сборник XXII (http://ostkraft.ru/ru/books/67) это впечатление только усилил.
Партийной борьбе посвящены следующие статьи сборника:
«Борьба меньшевиков за мир без аннексий и контрибуций» Э. В. Костяева (безнадежная борьба, социалистами других стран не поддержанная);
«Партия социалистов-революционеров на путях раскола в 1917 году» Я. В. Леонтьева (причины, цели и несбывшиеся надежды);
«Революция и будущее России: взгляд анархиста (1917)» Д. И. Рублева (анархисты ждали больше всех, буквально видели Царство Божие на земле; до эксцессов авторства Мюнцера и Иогана Лейденского (https://ninaofterdingen.livejournal.com/870826.html) не доходило, но атмосфера похожая).
По итогу: сохранить трезвую голову в этот период интеллигентному человеку было не легче, чем в эпоху ковида. Ментальные вирусы бродят стаями, носятся кругами, схлестываются, скрещиваются и мутируют. Можно только радоваться, что нам не пришлось этого переживать, и молиться за тех, кому пришлось.
У вас продается славянский шкаф? Пароли и явки
Самой интересной статьей в книге «Русский сборник XXII», посвященной 1917 году (http://ostkraft.ru/ru/books/67), является текст «Разведывательные структуры Польской военной организации в 1914–1917 гг.» О. В. Черенина.
Это ценнейшая оперативная информация. В означенные годы, я очень надеюсь, нашлись бы структуры, способные ввести в игру лучшую свою агентуру ради этих тридцати страниц.
Польская военная организация нелегально действовала в России в Первую Мировую войну. С самого начала немецкого наступления поляки собирали информацию о русской армии и переправляли ее в австрийский генштаб. В основном они работали на территории Польши, а также в западной России, то есть на территории современной Украины и Белоруссии, в зоне наступления немецких сил, но ячейки были и в Петербурге, и в других городах.
В статье приводятся все выясненные имена как руководителей групп, так и кураторов из Генштаба, а также краткая хронология деятельности самых главных центров: Варшава, Киев, Петербург.
Общий вектор развития ситуации очевидный. Пока немцы наступали, поляки активно с ними сотрудничали в надежде на независимую Польшу. Когда эти территории заняли немцы, о независимой Польше, естественно, не могло быть и речи. После краткого периода эйфории ПВО оказалась вне закона и при новой власти. Ситуация завершилась мобилизацией остатков старых кадров для работы теперь уже против немцев на нелегально правительство независимой Польши. Затем эти кадры использовал Пилсудский.
Тот же сценарий отыграла ОУН на многострадальной Украине в 1941 году.