Дева рая в усадьбе

В классическом усадебном тексте всегда присутствует девушка, живущая в усадьбе. Девушки усадебного текста нежны, чисты, честны, отважны, умеют самоотверженно любить и не боятся испытаний. Их называют тургеневскими девушками, потому что ключ к усадебному тексту, произведение «Дворянское гнездо», создал Тургенев.

Сюжет усадебного текста так или иначе затрагивает тему первой любви такой девушки. Любовь вырывает красавицу из спокойного места и выводит ее в мир. Татьяна Ларина, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках, самая известная, но не последняя в их ряду и конечно же не первая. Топос «девушка в усадьбе» восходит к мифологеме «дева рая». В греческой мифологии первой девой рая человечества является Персефона.

О Персефоне как деве рая пишет Шеллинг в лекциях по мифологии (том 1, с. 127 и сл.). Имя Персефоны – Кора. Это даже не имя, это просто значит Дева. Кора – это девушка по имени Девушка, дева по преимуществу, дева как таковая.

В народной мифологии и пифагорейском учении «Персефона живет словно в надежном прибежище». Она живет в обители радости, в огражденном месте, в саду. Вспомним, что спуск Персефоны в Аид – это первая смерть в божественной драме. В Элевсине Персефона почиталась как божественный образец смерти и воскресения, дарующая надежду на воскресение тем, кто прошел ее таинства. Это значит, что до похищения Персефоны из ее чудесного сада в мире не было смерти. Персефона жила в раю.

Выход Коры из рая связан не только со смертью, но и с браком. Она покидает свой чудесный сад, чтобы выйти замуж за бога подземного царства, покидает рай ради любви. Именно этот архетипический сюжет воспроизводится в усадебном тексте русской литературы.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

Донбасс и «Сура»

В журнале «Сура» в Пензе опубликована моя рецензия на книгу военной поэзии «Великий Блокпост», составленную Анной Ревякиной. Бумажный экземпляр добрался до Луганска буквально на днях. «Сура» – журнал современной литературы,…

You Missed

Интеллектуальная жизнь в Луганске

  • От ninaoft
  • 12 сентября, 2024
  • 15 views
Интеллектуальная жизнь в Луганске

Лица конференции

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 53 views
Лица конференции

«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 25 views
«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 18 views
Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 124 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 38 views
В Москву! Критики о новой литературе