Дева рая в усадьбе

В классическом усадебном тексте всегда присутствует девушка, живущая в усадьбе. Девушки усадебного текста нежны, чисты, честны, отважны, умеют самоотверженно любить и не боятся испытаний. Их называют тургеневскими девушками, потому что ключ к усадебному тексту, произведение «Дворянское гнездо», создал Тургенев.

Сюжет усадебного текста так или иначе затрагивает тему первой любви такой девушки. Любовь вырывает красавицу из спокойного места и выводит ее в мир. Татьяна Ларина, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках, самая известная, но не последняя в их ряду и конечно же не первая. Топос «девушка в усадьбе» восходит к мифологеме «дева рая». В греческой мифологии первой девой рая человечества является Персефона.

О Персефоне как деве рая пишет Шеллинг в лекциях по мифологии (том 1, с. 127 и сл.). Имя Персефоны – Кора. Это даже не имя, это просто значит Дева. Кора – это девушка по имени Девушка, дева по преимуществу, дева как таковая.

В народной мифологии и пифагорейском учении «Персефона живет словно в надежном прибежище». Она живет в обители радости, в огражденном месте, в саду. Вспомним, что спуск Персефоны в Аид – это первая смерть в божественной драме. В Элевсине Персефона почиталась как божественный образец смерти и воскресения, дарующая надежду на воскресение тем, кто прошел ее таинства. Это значит, что до похищения Персефоны из ее чудесного сада в мире не было смерти. Персефона жила в раю.

Выход Коры из рая связан не только со смертью, но и с браком. Она покидает свой чудесный сад, чтобы выйти замуж за бога подземного царства, покидает рай ради любви. Именно этот архетипический сюжет воспроизводится в усадебном тексте русской литературы.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

«Город и город»: два национализма на одной территории

Детектив «Город и город» (автор Чайна Мьевиль) описывает два разных города на одной территории – Бешель и Уль-Кому. Разные улицы, дома, этажи в домах могут принадлежать разным городам, то есть…

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 22 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 110 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 34 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 25 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 52 views
Социализм в коллективном воображаемом