В классическом усадебном тексте всегда присутствует девушка, живущая в усадьбе. Девушки усадебного текста нежны, чисты, честны, отважны, умеют самоотверженно любить и не боятся испытаний. Их называют тургеневскими девушками, потому что ключ к усадебному тексту, произведение «Дворянское гнездо», создал Тургенев.
Сюжет усадебного текста так или иначе затрагивает тему первой любви такой девушки. Любовь вырывает красавицу из спокойного места и выводит ее в мир. Татьяна Ларина, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках, самая известная, но не последняя в их ряду и конечно же не первая. Топос «девушка в усадьбе» восходит к мифологеме «дева рая». В греческой мифологии первой девой рая человечества является Персефона.
О Персефоне как деве рая пишет Шеллинг в лекциях по мифологии (том 1, с. 127 и сл.). Имя Персефоны – Кора. Это даже не имя, это просто значит Дева. Кора – это девушка по имени Девушка, дева по преимуществу, дева как таковая.
В народной мифологии и пифагорейском учении «Персефона живет словно в надежном прибежище». Она живет в обители радости, в огражденном месте, в саду. Вспомним, что спуск Персефоны в Аид – это первая смерть в божественной драме. В Элевсине Персефона почиталась как божественный образец смерти и воскресения, дарующая надежду на воскресение тем, кто прошел ее таинства. Это значит, что до похищения Персефоны из ее чудесного сада в мире не было смерти. Персефона жила в раю.
Выход Коры из рая связан не только со смертью, но и с браком. Она покидает свой чудесный сад, чтобы выйти замуж за бога подземного царства, покидает рай ради любви. Именно этот архетипический сюжет воспроизводится в усадебном тексте русской литературы.