Лестница эротического познания в стихотворении Елены Заславской

В сборнике Девятой Московской международной Платоновской конференции опубликован мой текст об одной из важнейших идей платоновской философии в стихотворении Елены Заславской

***

Стихотворение Елены Заславской «О попытках сердца с лестницы познания ступить на лестницу забвения» создано в Луганске в 2021 году. Это произведение насыщено платоновскими образами и категориями. В стихотворении использованы образы лестницы, подъема, стрелы Эрота, а также термины имя, логос и докса. Рассмотрим роль этих платоновских идей в структуре поэтического текста. 

Уже в названии произведения упоминается лестница познания – известный образ диалогов Платона, развитый в философскую концепцию платоническими школами античности. Разные ступени познания рассматриваются Платоном в диалогах «Теэтет» и «Пир». 

В «Теэтете» собеседники ищут ответ на вопрос, что такое познание. Они рассматривают версии о познании как чувственном восприятии; как верном имени явления (логос); а также как верном имени с правильным объяснением (логос и докса). На последней ступени лестницы познания человек выходит за пределы рассудочной работы интеллекта и сливается с предметом познания в любовном экстазе. Именно на эту последнюю трансцендентную ступень выходит человек по лестнице познания, ведомый Эротом, демоном, соединяющим миры. 

Все ступени эротической лестницы представлены в стихотворении Елены Заславской. В первом куплете подчеркнута телесность, чувственность впечатления: возлюбленный просыпается, ощущает нехватку кислорода, пытается поймать прикосновение ресниц любимой. Семантическим центром следующего куплета является имя (логос) – сияющее имя героини, мелькающее в тишине и самим своим появлением меняющее мир. Следующий шаг по лестнице познания, который делают герои, приводит к конкретизации их пространства, к воссозданию подробной летописи их встреч и расставаний в различных точках времени-пространства. Это уже не просто логос, это логос с доксой, имя с правильным объяснением. Героиня не только входит в мир любимого как имя, она преобразует каждую его точку, становится содержанием всей его жизни. 

И наконец на последней ступени героиня появляется, минуя все преграды, без логических объяснений, отметая правильные мнения, охватывая всё существо героя. В этой части возникает еще один яркий платоновский образ, который правильней назвать героем Платона – это Эрот, любовь. Его стрела пронзает пространство и время, соединяет миры, любимая входит в сердце и в самую суть жизни. На этой ступени познания происходит полное слияние с предметом, соединяются гносеологический и эротический смысл познания, любовь правит миром. 

Итак, в стихотворении Елены Заславской показана эротическая лестница познания, ведущая от чувственного восприятия через логос и доксу к трансцендентному. На вершине лестницы находится Эрот, сила, соединяющая миры, преобразующая жизнь, делающая возможным истинное познание вне логических категорий и объяснений. В таком качестве выступает Эрот и в творчестве Платона. Таким образом, в стихотворении современной луганской поэтессы использованы платоновские образы и платоновская терминология для выражения сокровенной идеи Платона о любви как преображающей силе, позволяющей человеку во всем его существе соединиться с истиной.

Елена Заславская

О попытках сердца с лестницы познания ступить на лестницу забвения

Ты думаешь, что можно просто так
взять вычеркнуть меня
из списка своих контактов?
Без риска вдруг
проснуться среди ночи
и ощутить нехватку кислорода,
и скорчиться от боли и тоски,
пытаясь уловить прикосновение
моих ресниц
на заострённых скулах?

Ты думаешь, что можно просто так
взять вычеркнуть меня
из своей жизни?
И будет течь она,
как было до меня?
Но легкой рябью
на волнах качаясь
моё сияющее имя промелькнёт,
и встрепенёшься ты!
И тишину окликнешь!

Ты думаешь, что можно просто так
одним лишь кликом уничтожить переписку?
Все имена, что были мне даны
в различных точках времени-пространства?
Все доказательства, все шрамы наших встреч?
Но только боль реальна,
не фантома!
Хоть ты стараешься забыть,
а не сберечь
ее источник.

Ты думаешь, что можно просто так,
взять вычеркнуть меня
из снов бездонных?
Из снов когда … в поездке, в забытьи,
лбом подпираешь ты
окно вагона,
Из снов других,
когда тебе «Поспи» –
другая шепчет
нежно и влюблённо?

Но ты закрыл глаза:
и я пришла!
Минуя все преграды,
и без спроса!
Мой поцелуй,
как лёгкая стрела
тебя пронзает!
Имя, логос, докса…
Стрела Эрота!
И дрожит аорта!

Так забывай меня!
Вычеркивай!
Стирай!
Я так устала приходить под утро
в твоё холодное,
в твоё пустое сердце,
чтобы согреть его
живительным огнём,
чтоб ты познал
всю боль и радость жизни,
что нам дана
велением Любви.
2021

Ищенко, Н. С. Лестница эротического познания в стихотворении Елены Заславской / Н. С. Ищенко // Девятая Московская международная Платоновская конференция. Под редакцией И.А. Протороповой, А.И. Резниченко (Москва, 25–26 ноября 2021 г.) – Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 2021. – С. 76–79.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.