Саги и былины, неожиданные и ожидаемые параллели

Евгений Лукин, поэтически переложивший «Слово о полку Игореве» на современный русский язык, хорошо знает древнерусскую культуру и посвятил ей первую часть своей книги «Милый друг Змей Горыныч». В эссе первой части проводится последовательная и систематическая работа по выявлению варяжского влияния на русскую культуру того периода. Читателю известен этот период по «Повести временных лет», где рассказывается о призвании варягов, походах Олега и Игоря на Константинополь и мести Ольге древлянам, однако это только рассказ о событиях. Как повлияла скандинавская культура на русскую, хотя бы на русский фольклор, достаточно хорошо нам известный?

Задавшись этим вопросом, Евгений Лукин сравнивает социальные нормы, отраженные в сагах и былинах, и приходит к интересным результатам. Хотя теория Проппа о мифологических корнях образа Змея Горыныча остается убедительной, естественно, что в ходе столетий этот образ дополнялся деталями конкретных противников. Общее мнение склоняется к тому, что Змей – это обобщенный половец, степняк. Евгений Лукин обращается внимание на то, что тотем половцев – лебедь, а не змей, в то время как драккар (дракон, то есть змей) – это скандинавский корабль, на котором скандинавский вождь везет свою дружину. Шутки, которыми Алеша Попович провоцирует Змея Горыныча, оказываются именно теми оскорблениями, за которые по законам Гулатинга полагается вира или смертный бой. Ряд других деталей, которые читатель найдет в книге, позволяют автору сделать вывод, что Змей Горыныч в былинах – это варяг, викинг, конфликтующий с местным славянским населением.

Исследование взаимоотношений Змея Горыныча с местными девушками позволяет назвать соответствующий раздел «О русском Эросе». Анализ знаменитых слов Вещего Олега о Киеве, матери городов русских по законам скальдической поэзии позволяет отдать лавры первого русского поэта не мифическому Бояну, а более реальному варяжскому князю, сочинившему классический образец скальдического фьордунга на древнерусском языке. Петербург предстает в эссе Евгения Лукина как ледяная Венеция, город, называемый славянами Веденец или Леденец. Пушкинское Лукоморье получает неожиданную локализацию в пространстве мифа: дуб, на котором живет кот ученый, стоит на острове Буяне, он же волшебный Алатырь-камень, и оказывается русским вариантом Мирового древа. Много других интересных открытий ждет читателя этого раздела. Рекомендую.

  • ninaoft

    Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

    Related Posts

    «Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

    Жизнь культуры часто включает создание новых смыслов во время интерпретации классических текстов. Интерпретатор пересказывает многократно рассказанный сюжет, чтобы повысить доверие читателя к истории, и в то же время подчеркивает важные…

    Тревожная пастораль Донбасса в книге Александра Сигиды

    Поэтический цикл «Пастушьи песни» входит в книгу Александра Сигиды-отца «Мечты печатного станка», изданную в Луганске в 2022 году. Большую часть книги занимают адаптации Вергилия, а именно его знаменитых «Буколик» и…

    You Missed

    Интеллектуальная жизнь в Луганске

    • От ninaoft
    • 12 сентября, 2024
    • 12 views
    Интеллектуальная жизнь в Луганске

    Лица конференции

    • От ninaoft
    • 11 сентября, 2024
    • 53 views
    Лица конференции

    «Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

    • От ninaoft
    • 11 сентября, 2024
    • 25 views
    «Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

    Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

    • От ninaoft
    • 11 сентября, 2024
    • 17 views
    Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

    Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

    • От ninaoft
    • 9 сентября, 2024
    • 124 views
    Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

    В Москву! Критики о новой литературе

    • От ninaoft
    • 3 сентября, 2024
    • 38 views
    В Москву! Критики о новой литературе