О содержании, смыслах и культурном значении представленного на днях 17-го номера литературно-художественного альманаха Союза писателей (СП) ЛНР «Крылья» ЛуганскИнформЦентру рассказывает литературный критик, член СП ЛНР, доцент кафедры философии Луганского государственного аграрного университета, кандидат философских наук, культуролог Нина Ищенко.
ОБЪЕДИНЯЯ ЛЮДЕЙ
Альманах «Крылья» – ежегодное издание СП ЛНР. Семнадцатый выпуск вышел в Луганске осенью 2023 года, в сложное военное время и уже предоставлен свободный доступ к электронной версии сборника. Когда западный мир пытается отменить русскую культуру, в Луганске русская литература живет и объединяет людей. В сборнике представлены работы на русском языке, написанные географически в разных странах, но прочитанные в едином русском универсуме, где сохраняется память и создаются новые произведения.
«Крылья» объединяют работы разных жанров — от поэзии и прозы до краеведения и литературной критики. В книге также представлены мемуары и детская литература, что делает сборник многоплановым и интересным для разных читателей.
СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ
Раздел «Память» полностью посвящен Ларисе Черниенко, многолетнему редактору «Крыльев», ушедшей от нас в минувшем году. Черниенко – луганский филолог, литературовед, ученый, посвятивший свою жизнь русской литературе и культурной жизни города. Во многом благодаря ее усилиям в военном Луганске с 2014 года не прекратилось издание альманаха «Крылья». Ее как ученого и писателя вспоминают коллеги, ученики, литераторы Сергей Прасолов, Татьяна Дьякова, Галина Чудинова, Наталия Бельчикова, Дмитрий Котомцев, Марина Поборончук, Светлана Криволап.
Тема сохранения памяти раскрывается и на уровне структуры книги, в разделах «Культурное наследие Донбасса» и «Страницы истории». В первом из них помещен очерк заведующей квартирой-музеем Владислава Титова в Луганске Людмилы Ельшовой о постановке повести писателя на московской сцене. Также в этом разделе можно прочитать рассказ Елены Хромовой, заведующей Литературным музеем Владимира Даля в Луганске, о знаковой для Луганщины фигуре скульптора Александра Редькина, чьи работы есть во многих городах Республики – в Краснодоне, Стаханове, Ирмино, Лутугино, Алчевске. О судьбе СССР сквозь призму семейной истории рассказывает луганский публицист, историк, краевед Анна Шульгина. Директор Антрацитовского исторического музея Радмила Кушнир-Кисилева пишет о жителях Луганщины – солдатах Великой Отечественной войны.
ВОЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ
Военная тема отчетливо звучит как в поэтической, так и в прозаической части книги. В альманахе представлены стихи семнадцати поэтов из разных стран мира, в чьем творчестве звучат темы Родины, памяти, природы, любви и войны. Открывают книгу замечательные стихи Елены Заславской, проводившей сына на фронт и встретившей его после демобилизации в 2022 году. Творчество Заславской уже стало летописью донбасской войны. Инвар Шеуджен из Краснодара пишет о Великой Отечественной войне. Стихи сербского поэта Желько Кнежевича, выражающие в легких импрессионистских зарисовках мгновения жизни и сильную эмоцию, переведены на русский Владимиром Бабошиным, президентом литературного творческого объединения «Свежий взгляд» из Санкт-Петербурга. Татьяна Лестева, главный редактор журнала «На русских просторах», представлена в сборнике стихами о донбасской войне и очерком о литературном процессе в современной России. Ольга Борисова из Самары, организатор международного фестиваля «ЛитКузница», написала стихи о жизни, войне и самопожертвовании, используя фольклорные формы. Поэтическая часть сборника получилась традиционно сильной. Она объединяет ярких авторов с оригинальной манерой письма, включает разные поэтические формы и доставит радость осмысления вдумчивому читателю.
Раздел прозы также раскрывает тему войны. Самым значительным произведением в этом разделе является киноповесть известного писателя Глеба Боброва «Группа Векслера». Детективный сюжет разворачивается в Луганске, в 1946 году, произведение основано на реальных событиях, а действие держит читателя в напряжении до самого финала. Важность событий Великой Отечественной войны для понимания текущей военной ситуации в том же донбасском крае подчеркивается художественными средствами в киноповести.
ВЫХОДЯ ЗА РАМКИ
В то же время содержание прозаических произведений в альманахе выходит далеко за рамки военной темы, помещая ее в религиозный и психологический контекст. Макс Шапиро, проживающий в США, поднимает в рассказе «Сумерки Лейпцига» тему, волновавшую еще Булгакова, — о темной силе, которая хочет зла, а творит благо. Философский и художественный анализ вопроса о природе зла, проведенный писателем в пространстве немецкой культуры, показывает разницу религиозных традиций, играющую существенную роль и в современной жизни. Анна Козырева, прозаик и журналист из Московской области, ставит сложный вопрос о взаимоотношении разных поколений в рассказе «Жертва матери». Михаил Сиванков из Якутии пишет рассказ «Когда вскроются реки», посвященный смерти, прощению и возможностям преображения человека. Эти и другие рассказы альманаха показывают, что темы прозаической части сборника раскрывают современную жизнь во всем ее разнообразии и позволяют читателю сориентироваться в меняющемся мире на основе неизменных ценностей русской культуры.
СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТПРОЦЕСС
Рубрика «Литературный перевод» представлена блестящими лимериками Эдварда Лира, открывшего этот жанр для читателей всего мира. Новая версия знаменитых лимериков доступна читателям на русском языке благодаря Наталье Чекер, луганскому поэту, переводчику, детскому писателю.
Литература для детей тоже опубликована в альманахе. В этом разделе размещены стихи Дарьи Куликовой, а также сказка Александра Ралома, Марины Воробьевой и Николая Дика «Мышиные путешествия».
Современный литературный процесс полно представлен в альманахе «Крылья. Взмах Семнадцатый». Здесь читатель найдет произведения разных жанров, интересные темы, сложные вопросы и отклик на актуальные вызовы современности.
Сборник отражает не только литературный процесс, но и его осмысление. Разделы литературоведения и литературной критики включают рецензию Андрея Чернова на новый сборник Елены Заславской «Эти русские», очерк Галины Чудиновой о книге «Антология стояния Донбасса», рецензию Ярослава Белова на роман Артема Мичурина «Ош. Смертные души», отзыв Людмилы Брагиной о рассказе Романа Сенчина «Гоу датч», размышления Аллы Новиковой-Строгановой о «Записках охотника» Ивана Тургенева и другие тексты. Анализ классических и современных произведений создает культурное пространство, где художественные тексты разного времени существуют вместе, сохраняя общие ценности российского мировоззрения.
Итак, альманах «Крылья» показывает, что в Луганске происходит работа по осмыслению реальности, живой действительности и культурного наследия. Память Луганщины соединяется с памятью всей России о Великой Отечественной войне, культура Донбасса включается в широкую панораму мыслей, идей и образов великой русской литературы, классической и современной. В условиях войны, в ситуации культурной отмены, практикуемой в мире по отношению к русской культуре, писатели Русского мира продолжают творить, сохранять и передавать другим временам и пространствам ценности русской цивилизации. Сохранять красоту жизни и давать работу мысли – это самое большое удовольствие думающего человека, и писатели альманаха «Крылья» делятся этой радостью с каждым читателем, желающим творить и понимать.