Этнизация в современных обществах

Валлерстайн обращает внимание на парадокс сохранения этносов в современном мире. Казалось бы, уже несколько десятилетий действуют мощные механизмы универсализации (школа, армия, реклама, мода, кино и т. д.). Все слушают, носят, смотрят одинаковое, учат одно и то же. В XIX веке считалось, что в таких условиях этносы растворятся в космополитизме, каждый будет в душе гражданином мира и никаких народностей не останется. На деле же мы наблюдает рост этнического самосознания по всему миру, принадлежность к определенной народности становится всё более ценной и важной, и до исчезновения этносов очень далеко. Что же происходит? Что за фактор не дает этносам раствориться в универсальной культуре современного мира?

Валлерстайн считает, что этот фактор – разделение труда в обществе. Существуют разные профессии, по-разному оплачиваемые, и они требуют разных навыков, которые приобретаются годами подготовки еще до того, как человека начал работать. Нужно усвоить в каждом случае особые ценности, взгляд на мир, представления о жизни. Школа, как было замечено, учит всех одному и тому же, то есть эту специфику уловить не может. Тогда это делают этносы.

Чтобы снизить роль этничности, нужно отказаться от универсального образования. Неоднократно последние годы раздаются голоса и родителей, и учеников, что многое из школьной программы им не нужно и лучше было бы этого не учить. Чтобы приспособить школу к реальным потребностям общества, нужно создать особые школы, свой набор предметов и разные программы для каждого региона и сословия, в зависимости от разделения труда в обществе. Это в некоторых случаях делается, иногда формально, чаще явочным порядком.

В то же время отказаться полностью на идеологическом уровне от одинаковой образовательной программы для всех школ и вузов государство не может по идейным и политическим мотивам. Закрепить сословное, профессиональное, региональное неравенство юридически – очень серьезный шаг, подрывающий самые основы демократического государства, созданного волей всех граждан, имеющих равные права. К тому же общее одинаковое образование – основа взаимопонимания жителей разных регионов, достатка, профессий и религий, это делает их способными жить и работать в других областях, как географических, так и социальных, если в этом возникнет необходимость. Так что воспитание необходимых различий берут на себя процессы этнизации, даже в больших современных городах.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Федоров – отец генетики и клонирования

Комментарий Светланы Семеновой к четвертой части произведения Николая Федорова «Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим». Комментарий предваряет примечания в первом томе сочинений Федорова, 1982…

Кенотическое богословие: кантианство в православии

В связи с актуализацией русской и православной философии после начала СВО часто стали упоминать кенозис Христа, кенотическое самоумаление и так далее. В википедии так объясняется, что это: «Кенозис – христианский…

You Missed

Интеллектуальная жизнь в Луганске

  • От ninaoft
  • 12 сентября, 2024
  • 5 views
Интеллектуальная жизнь в Луганске

Лица конференции

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 34 views
Лица конференции

«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 20 views
«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 11 views
Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 111 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 33 views
В Москву! Критики о новой литературе