Святогор и Илья Муромец

По ссылке избранные отрывки из книги С. В. Конча «Былины о Святогоре и вопрос об историзме былинного эпоса»:

«…От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.

1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.

2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.

3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.

4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.

5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.

Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения.

…Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

…Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник»

https://ivanov-petrov.livejournal.com/1691431.html

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Киевские росписи Васнецова и русские историки

В самом начале ХХ века В. М. Васнецов расписывал Владимирский собор в Киеве. Росписи Васнецова я видела нелично, а в фотоальбоме Вука Задунайского: https://vk.com/album18554741_303208757, и поразилась тому, насколько они с…

Братья в семье и государстве

Результаты Лоро довольно фрагментарные. При чтении чувствуется, что работа состоит из отдельных статей, которые сами по себе интересны, но связь их с целым автор не прописывает. Так, из самого яркого:…

You Missed

Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации

  • От ninaoft
  • 20 апреля, 2025
  • 54 views
Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации

В юбилей Победы – о победах в разных мирах

  • От ninaoft
  • 18 апреля, 2025
  • 25 views
В юбилей Победы – о победах в разных мирах

«Путь читателя» в «Глобусе»

  • От ninaoft
  • 15 апреля, 2025
  • 37 views
«Путь читателя» в «Глобусе»

«Псевдоморфозы сакральности» в Москве и Луганске

  • От ninaoft
  • 13 апреля, 2025
  • 38 views
«Псевдоморфозы сакральности» в Москве и Луганске

Путь читателя в Луганске

  • От ninaoft
  • 6 апреля, 2025
  • 42 views
Путь читателя в Луганске

Поколения и революции

  • От ninaoft
  • 6 апреля, 2025
  • 54 views
Поколения и революции