Святогор и Илья Муромец

По ссылке избранные отрывки из книги С. В. Конча «Былины о Святогоре и вопрос об историзме былинного эпоса»:

«…От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.

1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.

2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.

3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.

4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.

5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.

Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения.

…Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

…Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник»

https://ivanov-petrov.livejournal.com/1691431.html

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

Стихотворение Бродского «Представление» (https://lib.ru/BRODSKIJ/present.txt) очень кинематографично и идеально передает дух позднесоветского времени. Такой тик-ток времен перестройки, только словами. Все элементы советской идеологии и советской культуры, как русской, так и общеевропейской,…

Национализация Атлантиды, или Наполеон против атлантов

Как показывает в своей книге об Атлантиде Пьер Видаль-Наке, в Новое время значение Библии падает, и евреи оттесняются с центрального места в мировой истории древности. В результате Атлантиду начинают примерять…

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 33 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 46 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 62 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 58 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 41 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 45 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского