Святогор и Илья Муромец

По ссылке избранные отрывки из книги С. В. Конча «Былины о Святогоре и вопрос об историзме былинного эпоса»:

«…От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.

1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.

2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.

3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.

4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.

5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.

Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения.

…Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

…Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник»

https://ivanov-petrov.livejournal.com/1691431.html

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

В недавнем посте Евгений Шатун Николаев пишет, что раздел России по национальным границам заложен ещё в имперский период в названиях территорий в титулатуре императора, типа царь Грузинский и Польский, а…

Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия

В 2023 году в московском издательстве «Выргород» опубликована книга «Веня Д’ркин: Дрантология», над которой работала команда энтузиастов с 2000 года. Богатое издание включает стихи, прозу и рисунки Дранти, а также комментарии…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 22 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 110 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 34 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 25 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 52 views
Социализм в коллективном воображаемом