Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

Кроме того, Ильин делает замечание о мессианстве вообще, об идее, что Россия должна спасти весь мир, дав ему тем или иным способом свою культуру, религию и образ жизни. Идея эта неоднократно озвучивалась в патриотических кругах после начала СВО. Самым ярким ее выразителем является А. Г. Дугин, добавляющий к ней апокалиптический эсхатологизм: если мир не примет русского пути, он погибнет. Вот что пишет об этом Ильин:

«Я русский. Рожден в православии. Всю жизнь изучал историю, дух и создания моего народа. Люблю его. Горжусь тем, что я русский. И верю в светлое будущее России и ее народов. Но я не поддерживаю русской мессианской идеи и считаю пропаганду ее неверной и нежелательной. Под русской мессианской идеей я разумею идею о том, что русский дух выше всех остальных национальных духов и что Россия призвана духовно и религиозно спасти другие народы.

И вот что я имею сказать против этой идеи.

Пути и судьбы Провидения в истории человечества нам не открыты. Мы их не видим. Как будут ведомы западные и восточные народы в их грядущей истории – мы не знаем. Какие из них обречены к крушению и ничтожеству, а какие – к величию и спасению – неизвестно. И откуда придет к кому из них спасение – от нас скрыто. Что же это за наивное притязание – пророчествовать им и о них, о их путях и спасении? Откуда это дерзновение судьи? Откуда это уверенное подсказывание Богу? Откуда это ясновидение?

…Мы, русские, не можем и не должны принимать от Запада настроения национальной гордыни, духовного империализма и религиозного шовинизма. Мы должны понимать и видеть, что самая идея русского национального мессианства содержит в себе превеликое самомнение и гордыню. Здесь есть нечто от национальной mania grandiosa [мании величия]. Кто мы, чтобы спасать другие народы? Что мы – настолько уже совершенны и сильны, чтобы хватило и на себя, и на других? Подняли ли мы свое-то бремя? Справились ли с ним? Стоим ли сами на ногах? Не лежим ли мы, как сказочный герой, разрубленный на куски, – и еще не прибежал наш серый волк, чтобы оживить нас мертвой и живой водой.

И если мы не готовы, и если мы только что пережили величайшее в истории национальное крушение – то что же мы за спасители? Или, не приложив ума к своей беде, будем, по пословице, разводить руками чужую беду? И что за забота о других – откуда это самомнительное посягание и горделивое учительство? Простительно было мечтать об этом сто лет тому назад прекраснодушным и наивным славянофилам: обороненные русскою государственностью, они не видели бездн истории. А мы их ныне знаем, ибо прошли через них и еще не вышли из них».

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Как недавно говорил Алексей Миллер, постколониальные исследования – это наука, тут есть о чем дискутировать, и это часто бывает интересно. Деколонизация же – это идеология, обосновывающая претензии некоторых групп на…

Украинская политическая нация

В монографии об Украине заметно спутывание понятий политической и органической нации, как часто бывает в этом вопросе. Украинцы – политическая нация, то есть политический проект. Украинцы – это сторонники украинской…

You Missed

Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

  • От ninaoft
  • 18 февраля, 2025
  • 3 views
Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 55 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 35 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 30 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 26 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 22 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер