Христианизация Атлантиды

Одной из важных проблем христианской учености в Римской империи был синтез библейских идей с античными. Эта проблема коснулась и Атлантиды Платона. Подробно перипетии адаптации сюжета исследует Пьер Видаль-Наке в книге «Атлантида. Краткая история платоновского мифа».

Как и можно было ожидать, трезвая идея Аристотеля о том, что Атлантида выдумана Платоном для пропаганды своего социального идеала, не привлекла много сторонников в христианском мире. Христианские мыслители чаще всего воспринимали Атлантиду как часть реальной истории. Эта история явно расходится с написанным в Библии, и тут понадобилось некоторое движение мысли, чтобы связать библейский и античный сюжеты.

В первую очередь, потоп, разрушивший Атлантиду, был представлен как потоп, описанный в книге Бытия. Не совсем похоже, но в главном-то сходство есть! Этого оказалось достаточно.

Далее, в Атлантиде важную роль играет число десять, оно отражено и в мифологии – десять сыновей Посейдона, и в сакральной архитектуре – десять частей острова и десять храмов. В библейской истории тоже есть сюжет, в котором важную роль играет число десять – это десять колен Израилевых.

Пропавшие десять колен искали за рекой Самабтион и в хазарском каганате. После открытия Америки пропавшие десять колен Израилевых стали безальтернативной версией того, как в Америке появились люди. Пирамиды Мезоамерики напоминают сакральную архитектуру Атлантиды. Сложился консенсус, продержавшийся до XVIII века, что Америка – это земля, куда спаслись уцелевшие десять колен израилевых из Атлантиды. Считалось, что Платон, сам того не зная, описывал древнееврейскую священную историю.

Эта версия продержалась до первой половины XIX века, и до сих пор всплывает в оккультной литературе. Эта история показывает, на какие интеллектуальные усилия способен человек, чтобы втиснуть в свою картину мира то, что туда никак не помещается. Свойство это никуда не исчезло, а только расцвело в эпоху интернета.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

Стихотворение Бродского «Представление» (https://lib.ru/BRODSKIJ/present.txt) очень кинематографично и идеально передает дух позднесоветского времени. Такой тик-ток времен перестройки, только словами. Все элементы советской идеологии и советской культуры, как русской, так и общеевропейской,…

Национализация Атлантиды, или Наполеон против атлантов

Как показывает в своей книге об Атлантиде Пьер Видаль-Наке, в Новое время значение Библии падает, и евреи оттесняются с центрального места в мировой истории древности. В результате Атлантиду начинают примерять…

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 27 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 39 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 54 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 52 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 36 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 43 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского