
Одной из важных проблем христианской учености в Римской империи был синтез библейских идей с античными. Эта проблема коснулась и Атлантиды Платона. Подробно перипетии адаптации сюжета исследует Пьер Видаль-Наке в книге «Атлантида. Краткая история платоновского мифа».
Как и можно было ожидать, трезвая идея Аристотеля о том, что Атлантида выдумана Платоном для пропаганды своего социального идеала, не привлекла много сторонников в христианском мире. Христианские мыслители чаще всего воспринимали Атлантиду как часть реальной истории. Эта история явно расходится с написанным в Библии, и тут понадобилось некоторое движение мысли, чтобы связать библейский и античный сюжеты.
В первую очередь, потоп, разрушивший Атлантиду, был представлен как потоп, описанный в книге Бытия. Не совсем похоже, но в главном-то сходство есть! Этого оказалось достаточно.
Далее, в Атлантиде важную роль играет число десять, оно отражено и в мифологии – десять сыновей Посейдона, и в сакральной архитектуре – десять частей острова и десять храмов. В библейской истории тоже есть сюжет, в котором важную роль играет число десять – это десять колен Израилевых.
Пропавшие десять колен искали за рекой Самабтион и в хазарском каганате. После открытия Америки пропавшие десять колен Израилевых стали безальтернативной версией того, как в Америке появились люди. Пирамиды Мезоамерики напоминают сакральную архитектуру Атлантиды. Сложился консенсус, продержавшийся до XVIII века, что Америка – это земля, куда спаслись уцелевшие десять колен израилевых из Атлантиды. Считалось, что Платон, сам того не зная, описывал древнееврейскую священную историю.
Эта версия продержалась до первой половины XIX века, и до сих пор всплывает в оккультной литературе. Эта история показывает, на какие интеллектуальные усилия способен человек, чтобы втиснуть в свою картину мира то, что туда никак не помещается. Свойство это никуда не исчезло, а только расцвело в эпоху интернета.