Христианизация Атлантиды

Одной из важных проблем христианской учености в Римской империи был синтез библейских идей с античными. Эта проблема коснулась и Атлантиды Платона. Подробно перипетии адаптации сюжета исследует Пьер Видаль-Наке в книге «Атлантида. Краткая история платоновского мифа».

Как и можно было ожидать, трезвая идея Аристотеля о том, что Атлантида выдумана Платоном для пропаганды своего социального идеала, не привлекла много сторонников в христианском мире. Христианские мыслители чаще всего воспринимали Атлантиду как часть реальной истории. Эта история явно расходится с написанным в Библии, и тут понадобилось некоторое движение мысли, чтобы связать библейский и античный сюжеты.

В первую очередь, потоп, разрушивший Атлантиду, был представлен как потоп, описанный в книге Бытия. Не совсем похоже, но в главном-то сходство есть! Этого оказалось достаточно.

Далее, в Атлантиде важную роль играет число десять, оно отражено и в мифологии – десять сыновей Посейдона, и в сакральной архитектуре – десять частей острова и десять храмов. В библейской истории тоже есть сюжет, в котором важную роль играет число десять – это десять колен Израилевых.

Пропавшие десять колен искали за рекой Самабтион и в хазарском каганате. После открытия Америки пропавшие десять колен Израилевых стали безальтернативной версией того, как в Америке появились люди. Пирамиды Мезоамерики напоминают сакральную архитектуру Атлантиды. Сложился консенсус, продержавшийся до XVIII века, что Америка – это земля, куда спаслись уцелевшие десять колен израилевых из Атлантиды. Считалось, что Платон, сам того не зная, описывал древнееврейскую священную историю.

Эта версия продержалась до первой половины XIX века, и до сих пор всплывает в оккультной литературе. Эта история показывает, на какие интеллектуальные усилия способен человек, чтобы втиснуть в свою картину мира то, что туда никак не помещается. Свойство это никуда не исчезло, а только расцвело в эпоху интернета.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Белые шаманы Мирчи Элиаде: всё относительно

Работой, по которой многие начинают знакомство с темой шаманизма, до сих пор остается книга М. Элиаде «Шаманизм. Архаические техники экстаза». Шаманизм там подается с таких позиций: «Шаманы сыграли существенную роль…

Любование цветами: проблемы перевода

Восприятие другой культуры бывает очень необычным, что лучше всего заметно непосредственно в дневниках и путевых заметках. Так, русский православный миссионер в Японии Сергий Страгородский, будущий патриарх, оставил записки о своей…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира