Работой, по которой многие начинают знакомство с темой шаманизма, до сих пор остается книга М. Элиаде «Шаманизм. Архаические техники экстаза». Шаманизм там подается с таких позиций:
«Шаманы сыграли существенную роль в защите психической монолитности общества. Это непревзойденные воины в борьбе с демонами; не менее эффективно противостоят они также болезням и черным магам. Образцовой фигурой шамана-мастера является Дтомба Шило, мифический основатель шаманизма на-кхи, неутомимый истребитель демонов. Большое значение боевых элементов в некоторых типах азиатского шаманизма (копье, кольчуга, меч и т.д.) объясняется необходимостью борьбы против демонов, настоящих врагов человечества. В общем можно сказать, что шаман защищает жизнь, здоровье, плодородие, мир “света” – от смерти, болезней, бесплодия, несчастья, от мира “тьмы”.
Воинственность шамана иногда становится агрессивной манией; в некоторых сибирских традициях шаманы неустанно сражаются друг с другом в облике животных. Но подобного рода агрессивность скорее исключительна; она свойственна некоторым видам сибирского шаманизма и венгерскому тальтосу. Принципиальной и универсальной является борьба шамана с тем, что мы могли бы назвать “силами Зла”».
Исследование Т. Булгаковой определенно показывает, что черные маги и силы Зла – это белые маги и силы Добра в определенных обстоятельствах. Не сразу, но удается понять, что добрые духи сэвэны – это духи, которых шаман кормит душами чужих, и они не трогают наших; а злые духи амбаны – это те же духи, над которыми шаман утратил контроль, и они набросились на конгрегацию шамана, на тех, кого рассказчик считает своими. Других сил Зла и черных магов в шаманизме нет. В шаманских войнах участвуют все шаманы, и конфликтность – основная характеристика шаманского духовного мира.
Как пишет Булгакова, старые шаманисты, которых она исследовала, уже вымерли естественным путем. В 2020-е гг. появляются неошаманисты и неошаманы, которые узнают о шаманизме из интернета и книг, и таким же образом осваивают шаманские практики. Описанные Булгаковой структуры духовного мира проявляются и в этих новых обстоятельствах, неожиданно для самих шаманов, уверенных, что они-то силы добра. Объективная реальность оказывается сильнее.







