Белые шаманы Мирчи Элиаде: всё относительно

Работой, по которой многие начинают знакомство с темой шаманизма, до сих пор остается книга М. Элиаде «Шаманизм. Архаические техники экстаза». Шаманизм там подается с таких позиций:

«Шаманы сыграли существенную роль в защите психической монолитности общества. Это непревзойденные воины в борьбе с демонами; не менее эффективно противостоят они также болезням и черным магам. Образцовой фигурой шамана-мастера является Дтомба Шило, мифический основатель шаманизма на-кхи, неутомимый истребитель демонов. Большое значение боевых элементов в некоторых типах азиатского шаманизма (копье, кольчуга, меч и т.д.) объясняется необходимостью борьбы против демонов, настоящих врагов человечества. В общем можно сказать, что шаман защищает жизнь, здоровье, плодородие, мир “света” – от смерти, болезней, бесплодия, несчастья, от мира “тьмы”.

Воинственность шамана иногда становится агрессивной манией; в некоторых сибирских традициях шаманы неустанно сражаются друг с другом в облике животных. Но подобного рода агрессивность скорее исключительна; она свойственна некоторым видам сибирского шаманизма и венгерскому тальтосу. Принципиальной и универсальной является борьба шамана с тем, что мы могли бы назвать “силами Зла”».

Исследование Т. Булгаковой определенно показывает, что черные маги и силы Зла – это белые маги и силы Добра в определенных обстоятельствах. Не сразу, но удается понять, что добрые духи сэвэны – это духи, которых шаман кормит душами чужих, и они не трогают наших; а злые духи амбаны – это те же духи, над которыми шаман утратил контроль, и они набросились на конгрегацию шамана, на тех, кого рассказчик считает своими. Других сил Зла и черных магов в шаманизме нет. В шаманских войнах участвуют все шаманы, и конфликтность – основная характеристика шаманского духовного мира.

Как пишет Булгакова, старые шаманисты, которых она исследовала, уже вымерли естественным путем. В 2020-е гг. появляются неошаманисты и неошаманы, которые узнают о шаманизме из интернета и книг, и таким же образом осваивают шаманские практики. Описанные Булгаковой структуры духовного мира проявляются и в этих новых обстоятельствах, неожиданно для самих шаманов, уверенных, что они-то силы добра. Объективная реальность оказывается сильнее.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Любование цветами: проблемы перевода

Восприятие другой культуры бывает очень необычным, что лучше всего заметно непосредственно в дневниках и путевых заметках. Так, русский православный миссионер в Японии Сергий Страгородский, будущий патриарх, оставил записки о своей…

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

Стихотворение Бродского «Представление» (https://lib.ru/BRODSKIJ/present.txt) очень кинематографично и идеально передает дух позднесоветского времени. Такой тик-ток времен перестройки, только словами. Все элементы советской идеологии и советской культуры, как русской, так и общеевропейской,…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира